Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Философия :: РЕФЕРАТ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
временных представлений вплоть до наших дней.



РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ – ВРЕМЕНИ ДО НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА.


Понятие пространства и времени в античной философии.

Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий,
предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных
процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли
длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из
очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых
физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи,
согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве можно
найти в учениях почти всех античных мыслителей. Так уже в учении Гераклита
центральное место занимает идея всеобщего изменения – в ту же реку вступаем
и не вступаем. В анализе античных доктрин о пространстве и времени
остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме
Демокрита и системе Аристотеля.
Атомистическая доктрина была развита материалистами Древней Греции
Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия
ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие
состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются,
сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота
(небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не
уничтожаются, их вечность проистекает из отсутствия начала у времени.
Атомы двигаются в пустоте бесконечное время, которому соответствует
бесконечное время. По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности
и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах,
которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира. В
основе этих атомов лежат амеры (пространственный минимум материи).
Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости.
Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном
состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках.
Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи -
физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся
с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как
вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как
масштабных единицах протяжения материи. В соответствии с атомистической
концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе
времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную
систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из
дискретного характера пространства и времени. Например, свойство изотахии
заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На
математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе
перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.
Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени,
затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени.
Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне,
где основное внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения.
Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но
оно не есть и само движение. В такой модели времени впервые реализована
реляционная концепция. Измерить время и выбрать единицы его измерения
можно с помощью любого периодического движения, но, для того чтобы
полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с
максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в
античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.
Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения
предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как
свойство природных вещей. Механика Аристотеля функционировала лишь в его
модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это
лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель
функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого
совпадал с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и
небесный. Земной уровень состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха
и огня; небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом
движении. Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего времени
модель пространства – времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.


Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике.

Следующим значительным шагов в развитии представлений о природе
пространства и времени были работы представителей классической физики. Как
и для античных исследователей мира, для представителей классической физики
основными были обыденные представления о пространстве и времени как о каких-
то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились
бы, если бы даже материя исчезла. Такой взгляд позволил сформулировать
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-