|
Такое же воздействие будет и от привлечения внимания присутствующих к
самому характеру изображения страха. "Как это сделано интересно, с выдумкой.
Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение
фигур подходящее" и т.п. этим немудреным способом удается повысить активность и
заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению
страхов. Тем более, что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа
ребенка выражается одобрение: "так", "хорошо", "что дальше?".
После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки,
в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить,
дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. Далее надо сказать,
что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который,
таким образом, "принял их к себе", освободив о них ребенка. Если это дошкольник,
то упоминается, что страхи отныне будут "находиться" в ящике стола или шкафу,
"закрыты" там навсегда, подобно джину в бутылке.
После обсуждения снова предлагается игра, в которой все активно участвуют.
Она имеет подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск,
например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из
пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел
выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.
С согласия детей можно поиграть некоторые из только что "снятых с
повестки дня" страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько
стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.
В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи,
отдаются обратно со словами: "А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты
не боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно
нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не
боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не
плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь
очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в воображении путем
его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация
всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в
жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен групповой
поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу,
потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего
изображения. К тому же психолог родители создают психически благоприятное поле
поддержки и веры в его способность справиться со страхами.
Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх
прикрепляется к старому, и, когда все рисунки или большинство из них готовы,
организуется встреча с психологом. В среднем на рисование себя как не боящегося
уходит 2 недели, и нужно заранее назначить встречу. До нее организуется как
можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не
допускаются конфликтные ситуации в семье.
Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных
дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов.
Например, паука можно сделать из проволочки и материи, дракона – из веревочек
на палке и т.д. когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и
родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше, особенно при
участии отца.
На данной третьей, по счету встрече, (первая – диагностическая) так же
предлагается вначале игра, но уже с учетом прошедших ранее страхов. Для этого
на игровой площадке среди различных предметов находятся отражающие прежние
страхи маски, куклы. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними,
что усиливает достигнутый эффект.
После игры разминки проводиться обсуждение задания с установкой: "Сейчас
мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не
боишься". Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: "так",
"хорошо", "молодец". За обсуждением следует опять игра, успехи в которой
поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.
Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и
составляет 50 % при изображении страхов по типу "боюсь" и 80-85 % от оставшихся
страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если
ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу
выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он "обязан" быть
по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или
на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.
Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не
боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не
такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний
психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет
постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы,
возможности, способности.
Оставшиеся страхи можно проиграть по сочиненным на их тему историям.
Библиография
1. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997
2. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
3. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999
|
|