Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
Экзистенциальн
ое направление в социологии - от англ.       existence (существование) подход,
акцентирующийвнимание	на
личном     смысле социальных действий; человек
рассматриваетея,                     какозабоченныйсмыслом     своейжизни	

для экзистенциального направления в социологии, где общество рассматривается, 
как результат поступков отдельных индивидов, обладающих свободой воли.
      Современная социология рассматривает общество в обеих перспективах. 
Общество создается в процессе деятельности людей, вступающих друг с другом в 
различные отношения. Вместе с тем, люди несут в себе идеи и
         
Глава I. Девиантология и изучение отклонений

31

представления предшествующих поколений. Первое обеспечивает изменчивость, 
второе - устойчивость. Как считает П.Монсон, этот парадокс "свободных индивидов 
в тюрьме общества" стал источником и широты социологии и невероятного 
разнообразия того, что изучается, как изучается и для чего изучается этой 
наукой. Опираясь на рассуждения Монсона мы можем дать одно из возможных 
определений предмета социологии: социология изучает, как люди, обладающие 
свободой воли, вступая друг с другом в различные типы отношений в течении жизни,
 создают сложную, устойчивую систему, называемую обществом. Повторим - это - 
лишь одно из многих возможных определений предмета социологии.
Социальный институт
устойчивая       формавзаимоотношениймежду	людьми,
выполняющая важныедля	общества
функции; имеющаявнутреннююструктуру - системустатусов и ролей;форма безличная, 
гдеимеют	значения
прежде    всего   роли, исполняемые индивидами,   а   не   их личности.
клумбы" правила.
      Приведенная нами метафора шведского социолога была использована не 
случайно. Она прекрасно иллюстрирует область совпадения интереса девиантологии 
и социологии - интерес к тем, кто "топчет
нарушает    устанавливаемые     обществом
      Социологи считают очень важными вопросы о социальных институтах 
(устойчивых формах взаимоотношений между людьми, отличающихся
обезличенностью,	структурированностью	и
функциональностью). Среди социальных институтов особое место занимают институты 
социального контроля, призванные защищать общество от опасных отклонений. 
Вопросы о том, как действуют эти институты, что они

собой представляют, в чем заключается их воздействие на
представляют
отдельного  человека  и  группы  людей
огромный   интерес   для   девиантологии.   Подробно   тема социального 
контроля рассматривается во второй главе.
      Не     менее      интересны     вопросы,      касающиеся социализации 
членов общества. Ведь социализация - это не

Социализация
процесс превращениябиологическогоиндивида (какимявляется ребенок) всоциальную 
единицу,умеющую жить идействовать	в
обществе;специфическаядеятельностьагентов	и
институтов, участвующих в этом процессе

38   Глава I. Девиантология и изучение отклонений
что иное, как воспроизведение «нормальных» (с позиций данного общества) 
индивидов. Почему не все люди оказываются в результате «нормальными»? Почему 
процессы социализации дает сбои? Вопросы интересные, особенно для девиантолога.
      Культура, как совокупность норм, ценностей и идей, упорядочивающая жизнь 
людей, придающая их жизни смысл и направление - еще один из предметов изучения 
социологии, очень интересный девиантологам. Ведь именно закрепленные в культуре 
матрицы мышления и социального взаимодействия, определяют формы отклонений в 
конкретном обществе. Кросс-культурный анализ девиантности дает массу 
интересного материала. Равно, как и наблюдения за изменениями в культурной 
сфере, влияющими на поведение и мышление людей.
      Социология действительно способна ответить на многие девиантологические 
вопросы, возникающие в связи с нарушением институционального порядка. Однако - 
пусть не обижаются социологи - на все возможные вопросы социология ответить не 
в силах. Например, знания о тех общественных условиях, которые побуждают людей 
нарушать нормы (скажем, слабость правоохранительной системы или деформации 
культурной сферы) конечно необходимо девиантологу. Но не менее интересно и 
необходимо ему знать о внутреннем мире человека, нарушающего правила. Можно 
сказать, что социальные условия создают общие предпосылки проявления 
девиантности, но реализуются эти предпосылки на уровне конкретных личностей. 
Почему, находясь в одних и тех же условиях, одни люди становятся девиантами, 
другие - нет? Ответ - причина в психике отдельного человека. О закономерностях 
психики, влияющих на поведение
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-