|
А как возникли у нас в свое время привычные для нас в социуме эмоциональные
ценности? Как возникли те первые звенья этих ценностей, на которые мы потом
нанизали всю последующую цепочку наших ценностей? Да, в общем, они возникли
самопроизвольно. И, в общем, с точки зрения человеческой они достаточно
случайны. Почему для нас так привлекательно Солнце, а не какая-то другая
звезда? Да так уж получилось, что мы живем под Солнцем -само как-то получилось,
во всяком случае, человек к этому руку не прикладывал, это томно. Почему так
получилось, что люди пользуются совершенно определенным способом размножения
(данный процесс, кстати, для большинства людей относится к первостепенным
эмоциональным ценностям)? Почему не каким-нибудь другим - как, например, в
известном анекдоте, где дама, почувствовав в толпе, что кто-то ей тычет пальцем
в спину, увидела инопланетянина, от которого узнала, что они именно вот так
размножаются? Да тоже потому, что так уж получилось - как-то без нас решили...
Так что изначальные эмоциональные ценности возникли как-то произвольно, условно
скажем - случайно. Но вот после они потянули за собой другие звенья цепи -и в
результате создалась целая система эмоциональных значимостей, которые, в общем,
и определяют эмоциональную структуру нашей жизни. То есть эмоциональные
ценности взаимосвязаны, они складываются в некую систему, которая, собственно,
ведет нас по жизненному пути и обеспечивает наше развитие.
Вы чувствуете, мы уже потихоньку постигаем природу возникновения и
существования эмоциональных ценностей? И делаем мы это для того, чтобы
научиться создавать их на нашем новом этапе развития.
Итак, идем дальше, делаем первый вывод: поскольку эмоциональные ценности
обязательно создают взаимоувязанную структуру, то и нам нужно создавать не
какие попало ценности, а такие, которые будут увязываться в определенные
правила, то есть смогут организоваться в развивающуюся систему. Это раз.
Второй вывод связан с тем фактом, что изначальные эмоциональные ценности имеют
обыкновение возникать самопроизвольно, без нашего сознательного участия. Как
быть с этим? Значит ли это, что нет привычного и освоенного способа осознанного
сознания таких ценностей? Да, значит. Но это значит еще и то, что для создания
эмоциональных ценностей нового уровня нам придется таким способом овладеть. Это
два.
И третий вывод связан с не менее важным вопросом: как бытье прежними значениями,
которыми наделены веши, нас окружающие, - со значениями, важными для нас на
уровне социума? Эти эмоциональные значения, с одной стороны, нельзя просто так
взять и отбросить, а с другой, согласитесь, очень трудно одновременно
рассматривать явление, предмет или человека и как элемент одного мира ценностей,
и как элемент другого. То есть если мы будем по-прежнему цепляться за ценности
социального уровня, это будет сильно мешать нашему движению вперед на новых
уровнях.
Это все равно что пытаться одну и ту же вещь использовать одновременно в двух
взаимоисключающих целях. Например, мы купили автомобиль и хотим, чтобы он нам
служил и в качестве сухого хранилища овощей на даче, и в качестве средства
передвижения для поездки на юг. Что в итоге будет, если выбора в пользу одного
решения так и не сделать? Да ничего не будет: и овощи не сохраним, и не уедем
никуда.
Люди, которые останавливаются в своем движении, получая вместо радости жизни
серую рутину, потому что не видят в ней иных смыслов, кроме как поесть и
поспать (подчеркиваю: не то что не хотят видеть - а действительно не видят, у
них нет этого в культуре), похожи на новый современный автомобиль, который
почему-то используется как склад овощей. Люди, которые уже знают, что на
автомобиле можно поехать на юг и вообще открыть для себя целый мир, но боятся,
что потеряют прежнюю растительную жизнь, похожи на автомобиль, который ржавеет
вообще безо всякого применения, потому что хозяин никак не может решить, как
его лучше использовать. Так уж лучше бы он в нем овощи хранил!
Вы, мой дорогой читатель, раз уж мы с вами встретились здесь и сейчас, уже
готовы открыть для себя жизнь без границ, потому что в прежнем теплом хлеву
неинтересно, скучно, туда возврата нет ни в каком виде. А значит - вперед,
используйте все свои возможности (которые гораздо больше, объемнее и
необозримее, чем у самой современной техники) для прорыва в этот новый
бескрайний мир, который уже открыл перед вами свои двери.
Следовательно, нам с вами необходимо научиться разделять эмоциональные
значимости между миром социума, который нами уже пройден, и миром, который мы
творим в настоящий момент. В этом нет ничего необычного. Прежние значимости
никуда не делись - но остались в прошлом. А ныне нас интересуют другие вещи.
Так, наш любимый с детства плюшевый мишка вовсе не изменился сам по себе и не
утратил своей способности быть товарищем в детских играх. Но мы выросли - и
прежнее его эмоциональное содержание осталось в прошлом. А сегодня мы видим в
нем лишь некий предмет, сентиментально украшающий комнату (и еще - потенциально
опасное гнездо моли).
Итак, нам нужно научиться проводить границу между мирами: миром прежних
эмоциональных значений и миром значений новых. Это три.
И всему этому нам предстоит научиться на втором этапе пятой ступени.
Но и это еще не все.
Мы с вами живем в огромном и загадочном мире. На крохотной планете - пылинке,
затерянной в Космосе. И у нас есть разум, даже больше - у нас есть загадочная
до сих пор вещь -сознание. И наше сознание несводимо к простой активности мозга
- наука очень хорошо объясняет, как мозг работает, но она не в силах объяснить,
отчего наш мозг ОЩУЩАЕТ, создает внутренний мир, океан субъективной реальности,
|
|