|
того, трудно доказать, что известнейшие русские берсерки: Рагдай, Ольбег,
Демьян Куденевич, Евпатий Коловрат были чьими-то тельниками. Судьба
уготавливала им совсем иные роли. Евпатий, к примеру, был воеводой, то есть
полководцем. То же касается и другого берсерка, которого звали Волчий Хвост. Он
был воеводой у Владимира Святославича. Согласно Радзивилловской летописи в 984
г. киевская дружина идет на радимичей. Перед рекой Песчаной войско
останавливается и посылает "пред собою" берсерка. В результате этого выхода...
радимичи покорились Киеву, а на Руси появилась поговорка: "Песчанцы бегают от
волчьего хвоста!"
Нужно сказать, образ и символ волка вообще имеет самое прямое отношение к
берсерку, а, кроме того, и немало для него значит. Ведь волк - родовой тотем
практически у всех воинских кланов дохристианской Европы. Как известно,
воинские кланы происходят от охотничьих племен. На этом вопросе я более
подробно останавливался в своей книге "Изначалие" (Белов А. К. Славяно-горицкая
борьба. Изначалие. - Москва: Центр "Здоровье народа", 1992)*. Волк-"рыскач" -
символ охоты, промыслового сыска и беспощадности к затравленной жертве. Кроме
того, волчья стая демонстрирует строгий иерархический порядок, столь
необходимый для мало-мальски организованного войска. Наконец, подражательность
может быть обусловлена и тем, что волчья стая самая грозная организованная сила
лесов Средней полосы. Связь воинства с волком вытекает и из использования
символа - тотема зверя в качестве оберега. Так у сербов было принято нарекать
новорожденного именем Вук (Волк) в том случае, если в семье была большая
детская смертность. Покровительство самого слова должно было спасти ребенку
жизнь. Охранный смысл вкладывался и в наречение германских младенцев "волчьими"
именами: Рудольф, Вольфганг, Адольф, Майнольф, Рольф, Вольдемар, Вольфдитрих,
Аренульф и др.
Безусловно, волк близок берсерку как охотник, ибо берсерк тоже рыскач. Только
он охотится за войском. Кровавая эйфория "безумных секир" сродни азарту хищника,
насевшего на табун. И все-таки этот символ имеет еще одну притягательную грань.
Волк - воплощение непонятно как зооморфированного колдовства. Волк пронизан им.
Начнем с того, что именно волк вкусил сполна лихвы оборотня. Вервульф,
волкодлак. Способность перевоплощаться столь же необходима берсерку, как и
чисто технический навык драки. Не будем забывать, что попытки объяснения
феномена "воинов ярости" их современниками неизбежно соотносились с идеей
"вселения духа", перевоплощения. Блуждание духа здесь особо показательно еще и
в связи с тем, что по представлениям древних мистиков телесные действия вообще
вторичны, тогда как состояние духа, взлет его или низвержение и предопределяет
исход любой схватки. Что-то вроде амплитудных колебаний. Однако дух берсерка
незыблим как гранитный монумент. Благодаря дополнительным потусторонним
вливаниям или без таковых. Может быть, дух человека сам тяготеет к волку?
Вспомним хотя бы основателей Рима, нашедших в волчище вторую мать. Впрочем,
здесь может идти речь и о происхождении. Сокрушительную же силу волчих оберегов
- духоносителей упоминает еще в 1 веке н.э. римский ученый Плиний Старший. И
все-таки оборотень - низший атмос. Волк же имеет куда большую стать. Он
обожествлен. Да, речь идет о семаргле, крылатом волке Громовержца. Семаргле,
Волк-небожитель, происходящий от огненного рода богов. Охотник за духами,
пожиратель демонов. В народноэпической традиции русских отразился в сказочном
повествовании об Иване-Царевиче и Сером Волке. Ему определена удивительная роль.
Русский воинский миф видит в семаргле переносчика душ (а точнее духов)
погибших воинов в божественный лес Ирий, где стоит чертог Громовника. Огненный
вихрь, падающий с неба, чтобы забрать с собой и сопроводить искру вечного
человеческого начала к небесному пристанищу. Семарг кружит над полем боя. Он
словно бы отсеивает достойных от трусов и предателей. И потому он не просто
исполнитель транспортных услуг, а нечто большее. И уж если не пантократор, то
во всяком случае недалеко от него стоит.
Происхождение. Идея "брат-волк", старший по происхождению. Возможно, это более
всего влияет на сознание берсерка. Берсерк свято верит в происхождение своего
рода от волка. Волк-пращур, то есть старший предок. Предком человек всегда
будет признавать обожествленный человеческий образ - щура или чура. Но где-то
впереди чурамистический поворот эволюции. Да, берсерки явно не приверженцы
теории Дарвина. В чем же квинтэссенция "волчьего" духа? Возможно, это прозвучит
парадоксально, но волк культурирует триумф одиночества. Вспомните такой почти
символический образ как вытянутую к луне морду и рвущуюся ввысь тягостную песню
одиночества. А как же стая, спросите вы? Стая - есть способность организоваться
для совместных действий в случае необходимости. Вот, что такое волчья статья.
Но берсерку, олицетворяющему собой триумф индивидуализма, нужна в первую
очередь духовная поддержка символа-одиночки, символа отчужденности и полной
независимости. Ради чего? Может быть, ради собственного благополучия и покоя?
Вопрос, конечно, звучит нелепо, но задан он не в угоду риторике. Индивидуализм
у нас всегда бичевался идеологами коллективизма. Уравнители судеб справедливо
усматривали в нем угрозу стадной социалистической психологии. Вспомните
постсоветскую реакцию на фильм "Рембо". Это была судорога ненависти. Для того,
чтобы не раскрывать карты, облаяли в очередной раз американскую агрессию (можно
подумать, что Сталоне штурмовал Кремль!). Индивидуализм берсерка - это принцип
максимальной самоотдачи. Причем, если простой смертный, беря в руки оружие,
все-таки видит разницу между тем: быть ли убитым или остаться живым, то перед
берсерком этот вопрос не стоит. И уж, конечно, самоотдача берсерка направлена
не на стяжание собственных выгод и благ. В этом отношении берсерки абсолютные
бессребренники. В берсерке как ни в ком другом сидит инстинкт рода, толкающий
задиру на самые невообразимые по отваге поступки.
|
|