|
теплому спортивному залу. Впрочем, показатель условности касается не только
внешней среды, но и самого способа ведения боя. В уличной драке не существует
оговоров и ограничений. Она жестока. Однако это и есть важнейшее условие
становления зрелого мужского начала - адаптация к стрессовым нагрузкам. Для
человека, воспринимающего бой в рамках правил, ограничений, защитных средств и
соревновательных условностей, нервная нагрузка при уличном инциденте бывает
столь велика, что остается в памяти долгие годы, не говоря уже о тех реакциях,
которые приводят к серьезным поражениям нервной системы. У адаптированного
бойца все это выглядит значительно легче. Кроме того, психически здоровый
человек, познав на себе стрессовую нагрузку жестокого избиения, не станет
переносить ее на незащищенное существо. Я вовсе не идеализирую человека. Я его
наблюдаю второй десяток лет в своих переполненных спортивных залах. Безусловно,
есть и такие, кто пытается сам создать прецедент конфликта с единственной целью
подхлестнуть себя для избиения окружающих. Однако это не более, чем способ
самоутверждения, хотя и довольно грубый. В крайних случаях, когда излишне
самоуверенный молодой человек входит во вкус агрессии, мы "обламываем" его тем
же оружием. Конечно, это может надломить формирующуюся личность, отпугнуть ее
от процесса развития в себе норм выносливости и противостояния. Но, повторяю,
это происходит в крайнем случае.
Итак, реалистичность, помимо своей главной цели соответствовать боевым нормам,
является еще и фактором воспитания. В таком бою как славяно-горицкий поединок,
случайность не спасает. Здесь нельзя, прикрывшись от одного удара, спрятаться и
от другого, зная, что он запрещен по правилам. Здесь ничего не запрещено. Мне
всегда был интересен спор между двумя формациями карате: традиционной и
контактной. Созданная мной десять лет назад концепция Трибожия - универсальна
как тест на истину. Избегайте крайностей. В данном случае всегда останется
противоречие между одним и другим. И то, и другое имеет свои положительные и
отрицательные стороны, и все-таки истина посредине. Можно считать даже, что
конфликтные стороны: Явь и Навь (Ян и Инь на Востоке) для того и существуют,
чтобы создать и возвеличить над собой Право (Правду). В славяно-горицкой борьбе
не существует конфликта, характерного для карате, не существует потому, что
поединок должен, с одной стороны, демонстрировать реальность боевых
возможностей бойца, а с другой - создать прецедент научения. То есть абсолютная
жесткость и разумная сдержанность должны существовать в рамках одних правил.
Как это возможно? Дальняя дистанция, на которой противник способен полностью
контролировать ваши действия, дает возможность ведения боя в абсолютном
контакте. При сближении бойцов жесткость контролируется разумными пределами.
Следует учитывать, что славяно-горицкая борьба не использует амортизаторов
удара в виде перчаток, накладок и прочего, кроме того, у нас отсутствуют и
весовые категории. Эти два обстоятельства заставляют уделить особое значение
предмету безопасности бойцов на соревнованиях. Разные условия, в которые могут
быть поставлены бойцы требуют обязательного вмешательства ограничений. "Третья
свобода", всегда шокирующая чистоплюев от журналистики, крутящихся вокруг
славяно-горицкой борьбы, а также кабинетных самбистов Госкомспорта это
разрешение наносить удар куда угодно. В славяно-горицкой борьбе нет ограничения
в области поражения, как и нет ограничения способа нанесения удара. Данное
правило тоже затрудняет обеспечение контроля за травматизмом. И все-таки
практика показывает, что уровень поражений у нас не превышает показателей бокса.
Почему? Потому, что существующие ныне правила проведения боев максимально
приближены к Прави. Так, если вы даете бойцу возможность бить куда угодно и чем
угодно (локтем, кулаком, коленом и т.д.), то вы должны оговорить последствия
таких свобод. В наших правилах запрещен уровень поражения с угрозой для жизни и
здоровья. При всей реалистичности борьбы она не должна ставить своих адептов на
грань смертельного риска. Новичок сам, вне всяких запретов в свободном бою не
наносит удары в те области, где особенно показательна передозировка. Это
объясняется его неумением контролировать свой удар. Опытные же бойцы очень
точно выходят на грань, за которой травмирование, а перед которой -
неубедительность. Драку нельзя имитировать, можно щадить своего противника в
том случае, если вы не собираетесь его убивать. Что же касается абсолютного
контакта в дальних дистанциях ударами ногой и рукой, то тут действует одно
показательное правило. Раз вы вышли на бой, базовый уровень вашей подготовки
должен соответствовать соревновательному. Боец, неспособный реагировать на удар
любой скорости и любой формы, нанесенный не менее, чем с одного метра дистанции,
не может соревноваться в свободном поединке. Таким образом, создается гармония.
Наши бои внешне никак нельзя назвать условными. Вместе с тем, каждый
соревнующийся обязан предусмотреть последствия своих технических действий.
Бой, безусловно, отражает ряд специальных показателей, в число которых входят
нормы боеспособности, скорости и точности движения. На рисунке 1, 2 и 3
показаны критерии некоторых движений и приводятся тестовые скорости их
выполнения.
Рис. 1
"Прямой с подола". Скорость выполнения - 0,4 сек.
Рис. 2
Проход за спину. Скорость выполнения - 1 сек.
Рис. 3
"Турга". Скорость выполнения - 0.8 сек.
В отличие от восточных единоборств боеспособность своих ударов русская
штурмовая система не проверяет на разбивании различных предметов. Традиционный
мешок с песком Европа в этих целях использует уже по меньшей мере три
тысячелетия. О чем свидетельствует одно из изображений тренировки
|
|