|
я, четко скоординированная естественная техника может отвести угрозу
поражения от ниндзя.
Как уже отмечалось, методы тренировки в боевых методах ниндзя отличаются от
общепринятых. Прежде всего это касается того, что в ниндзютсу нет ката, по
крайней мере, в том смысле, который любой приверженец восточных единоборств
вкладывает в это слово, то есть некоего набора технических действий,
скомпонованных по определенной схеме ведения поединка с одним или несколькими
противниками. Тренируясь в ката, ученик через определенный промежуток времени
начинает действовать, запрограммированный этими формами, и его сознание уже не
выходит за их рамки. Таким образом, система начинает довлеть над человеком,
заставляя его работать в той самой манере, которая зафиксирована в ката данной
школы. Такой метод неприемлем для ниндзя, так как не позволяет раскрыть во всей
полноте все духовные и физические способности человека. Как метод активной Дзен
- медитации ката, конечно, подходят, но для тренировки эффективной системы
выживания и самозащиты они не годятся.
В ниндзютсу отдают предпочтение методу "ВАДЗА", то есть "Действие, прием",
в противоположность "КАТА" - "Форма". Даже эти слова, обозначающие общие
принципы, уже говорят о многом. Если в "ката" упор делается на "форму", то есть
выполнение движения должно соответствовать каким-либо правилам и принципам,
часто очень несущественным и устаревшим, то в "вадза" все зависит от
эффективности этого движения в каждом конкретном случае, то есть как оно
работает на того, кто его выполняет. Ученику предлагаются наиболее рациональные
принципы и методы выполнения того или иного движения, а наиболее эффективную
форму исполнения, работающую на него, а не на систему по принципу "так должно
быть", ему предлагается найти самому в процессе поиска и тренировки. Такой
метод более долог по сравнению с "ката", однако результаты, полученные при этом,
значительно выше и не теряются со временем, так как основаны на естественных
движениях этого ученика, а не умершего два-три столетия назад мастера.
Поэтому в ниндзютсу нельзя сказать, что тот или иной прием выполняется
именно так и никак иначе, поскольку все зависит от личных качеств и
способностей ученика. Система, предлагающая рациональный, экономичный и
эффективный подход к выполнению приемов, работает на человека, который
использует ее как инструмент для максимального раскрытия своих возможностей.
Ката в ниндзютсу являются "формой" некоего определенного душевного
состояния, психологического настроя, из которого вытекают физические движения
ниндзя. Они также являются лишь принципом, а не программой физических движений
и касаются скорее тактического взаимодействия с противником, чем технической
стороны дела - чем и когда в каждой конкретной ситуации бить, куда
поворачиваться и т.д., что присуще всем "формальным упражнениям"
дальневосточных боевых искусств. Существуют также учебные ката, объединяющие в
себе группы приемов, сходных по смыслу и выполнению (кайтэн-но ката, камаэ - но
ката и др.), а также выполняемых из определенной позиции (дзюмондзи-но ката,
хичо-но ката), но они не имеют определенной расшифровки ведения поединка, а
лишь облегчают процесс запоминания и совершенствования ученика в его изысканиях
и доведении движений до автоматизма. Такой метод тренировки допускается лишь на
ранней стадии обучения, когда в сознании ученика происходит смена стереотипов
мышления в сторону рациональности, экономичности и эффективности движений. Эти
ката - как гаммы в музыке, они создают прочный фундамент для того, кто в
последствии будет исполнять любые мелодии и импровизации.
Изучение любого приема или движения в ниндзютсу можно условно разбить на
четыре этапа.
Первая фаза - это фаза "ПРИВЫКАНИЯ К ОРУЖИЮ". Подобно тому, как человек,
приобретая меч, наполовину вытягивает его из ножен, пробуя остроту клинка,
взвешивает его в руке и делает несколько махов, свистящих в воздухе, так и к
любому движению ниндзя должен вначале приноровиться, сделать его своим. На этом
этапе изучения, например, удара кулаком, ученик привыкает правильно и
естественно для него сжимать кулак, овладевает траекторией и т.д.; основная
цель - добиться естественности и раскованности в движении.
Вторая фаза - это фаза "ОБЪЕДИНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ", то есть совмещение
какого-либо конкретного удара, захвата и т.д. с движением ног и всего тела.
Ниндзя учится правильно вкладывать вес и силу, перемещаясь под различными
углами вперед, назад и т.д. Основной целью на этом этапе является приобретение
мощи, силы и гармоничное, неразрывное выполнение движения.
Третья фаза - это фаза "ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМА". Самая
разнообразная работа с партнером может принести успех ученику на данном этапе.
Ниндзя учится выполнять удар или бросок из различных положений, отражая
разнообразные виды нападения, разыгрывая какие-либо ситуации в различных
условиях - на улице, в лесу, на лестнице, крыше дома и т.д. Основная цель -
добиться "обратной связи", то есть понимания смысла, заложенного в прием, и
довести его выполнение до автоматизма независимо от условий применения.
И, наконец, четвертая фаза - это фаза "АБСОЛЮТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И
ДЕЙСТВЕННОСТИ ПРИЕМА". Она объединяет в себе первые три и углубляет мастерство.
На этом этапе движение должно быть доведено до такого совершенства и понимания
скрытой сути, чтобы оно срабатывало интуитивно, на подсознательном уровне.
Здесь происходит слияние физических и духовных сил с подключением энергетики
организма и развитых сверхъестественных способностей сознания. Следует
добиваться полной автономности действий тела от какого-либо логического
контроля ума - только таким образом можно достичь подлинного мастерства в
смертельном бою, где любое логическое рассуждение о том где, куда и когда бить
приведет ученика к неминуемой гибели.
Теперь скажем несколько слов о принципах взаимодействии ниндзя с
противником. Как в атаке, так и в защите правильно
|
|