|
Эта книга написана человеком, сочетающим в одном лице историка-япониста и
практика традиционных японских боевых искусств по школе Катори Синто-рю. Она
совершенно уникальна в том смысле, что автор опирается на материалы,
практически неизвестные за пределами Японии: исследования японских историков
нин-дзюцу, старинные хроники, трактаты самих ниндзя. Книга читается словно
захватывающий боевик, но при этом все, что в ней говорится, исторически
достоверно. Данная книга впервые в западной и отечественной литературе дает
точные ответы на вопросы о том, кто такие настоящие, а не мифические ниндзя,
как и когда они появились на исторической сцене, каким образом совершали свои
удивительные деяния, когда и почему исчезли. Она не оставляет камня на камне от
претензий многочисленных самозванцев на их принадлежность к подлинной традиции
нин-дзюцу. Любой человек, серьезно интересующийся боевыми искусствами Востока,
просто обязан прочесть эту книгу.
Введение
***
Средневековые японские шпионы и диверсанты ниндзя и их загадочное
профессиональное искусство нин-дзюцу относятся к наименее исследованным
областям. История изучения этого феномена на западе не насчитывает и пятидесяти
лет. Все началось с небольшой заметки в журнале «Ньюсуик» за 3 августа 1964 г.
В ней автор рассказывал о волне ниндзямании, захлестнувшей страну Восходящего
солнца, вкратце описывал сущность и методы нин-дзюцу, представлял последнего
мастера этого загадочного искусства Фудзиту Сэйко. Заметка вызвала большой
интерес у американских ученых. По свидетельству одного из крупнейших японских
специалистов в области истории нин-дзюцу Ямагути Масаюки, в том же 1964 г. из
Гарвардского и Калифорнийского университетов, а также университета г. Гонолулу,
Гавайские острова, в Японию поступили запросы о предоставлении материалов о
ниндзя.
Автору книги неизвестно, каковы были результаты исследований американских
историков. Но именно после этой заметки в США начался бум ниндзя. Он был
подстегнут многочисленными кинобоевиками о японских «невидимках», авантюрными
романами и популярными рекламными книжонками многочисленных авторов.
Спрос на информацию о ниндзя был колоссальный. И мощная американская индустрия
с готовностью откликнулась на него: магазины заполнились униформой и
снаряжением ниндзя, практическими наставлениями «по боевой технике
воинов-теней». Свою долю пирога поспешили урвать и последние «мастера
нин-дзюцу». Так появились огромные организации, объединяющие сотни тысяч
поклонников ниндзя по всему свету – Будзинкан-додзё, Гэмбукан-додзё, Всемирная
академия нин-дзюцу Роберта Басси и другие, по сути, представляющие собой
своеобразные коммерческие предприятия, занимающиеся торговлей «заморской
диковинкой».
При этом использовались отработанные методы привлечения широкой публики:
побольше загадочности и мистики, побольше обещаний и заверений типа «наше
искусство – самое древнее и крутое», побольше необычных приемов, побольше басен
о сверхвозможностях. Все это нужно было подать под «правильным соусом». Ведь
средневековые приемы маскировки, беганья по лесам и физическое и духовное
самоистязание в духе спецназа могут заинтересовать разве что некоторых
чудаков-любителей и профессионалов из спецподразделений. Широкая публика в
массе своей останется к этим малопонятным «забавам» равнодушна. И вправду,
зачем это клерку, рабочему или школяру? Однако «популяризаторы» нин-дзюцу
сумели найти приманку для «широких народных масс». Нин-дзюцу стало
рекламироваться не столько как искусство шпионажа и разведки, сколько как
учение о достижении гармонии с окружающим миром и реализации творческого
потенциала человека. Соответственно и ниндзя превратились в носителей тайного
знания, в членов «тайных кланов», озабоченных реализацией высоких
религиозно-философских идеалов и гонимых за свои убеждения. Жаль только, что у
этого впечатляющего мифа нет практически никакой реальной исторической основы,
о чем пойдет речь далее.
«Новая концепция рекламы» быстро позволила «построить в ряды» десятки тысяч
последователей во всем мире. Еще бы, гармония с окружающим миром, духовное
здоровье, реализация творческих потенций – разве это не идеал? В то время как в
других восточных единоборствах наметился отток «любителей», организации
нин-дзюцу стали стремительно набирать вес.
Однако рост интереса к нин-дзюцу отнюдь не стимулировал активность научных
изысканий. Почти все изданные к настоящему моменту вне Японии книги об этом
искусстве носят исключительно популярный и рекламный характер и ни в коей мере
не являются научными исследованиями. Именно поэтому мы не найдем в них ни
детального, основанного на фактах, анализа истории нин-дзюцу, ни ссылок на
исторические источники, ни отрывков из «секретных» трактатов.
Зато повсеместно мы будем наталкиваться на высказывания, уже ставшие штампами и
|
|