|
под контроль все аристократическое общество столицы.
До наших дней дошло немало легенд об Абэ-но Сэймэе. Согласно одной из них, он
прятал в своем рукаве чертика по прозванию Сандзяку-но они – Чертик размером в
3 сяку. Рассказывают, что когда Абэ-но Сэймэй приступал к гаданию, он всегда
выпускал этого чертика и именно от него получал всю необходимую информацию.
Таким образом Абэ-но Сэймэй второй, после Эн-но Гёдзя, человек в истории Японии,
заставлявший служить себе чертей.
Окусэ Хэйситиро выдвинул совершенно кощунственную версию о том, что Сандзяку-но
они попросту был карликом-шпионом, который заранее выведывал все для «пророка».
Окусэ исходил из специфики представлений японцев о чертях. Если для китайцев
черт – это, прежде всего, дух умершего человека, призрак, привидение, то для
японцев – это некое фантастическое загадочное существо с рогами, способное
творить чудеса. Окончательно представления о чертях в Японии оформились лишь в
XIII-XIV вв., до этого у чертей не было определенных атрибутов, вроде рогов.
Поэтому чертом, по мнению Окусэ Хэйситиро, в период Хэйан могли объявить и
человека, обладавшего какими-то невероятными способностями. В этой связи нужно
отметить, что многим легендарным ниндзя японцы приписывали способность
повелевать потусторонними силами – чертями, чудесными лисами и собаками.
По мнению Окусэ, вся операция по «прорицанию» выглядела следующим образом.
Абэ-но Сэймэя приглашали в какой-нибудь аристократический дом, хозяин которого
страдал от тяжелой и непонятной болезни. Сэймэй приходил, садился на колени и
закрывал глаза, медитировал некоторое время, затем гадал по книге «И-цзин» и
спрашивал: «Есть ли в этой усадьбе в юго-восточном углу старый колодец?» Когда
слуги давали утвердительный ответ, он выдавал замечательный «рецепт»: «Да. Все
правильно. Внутри этого колодца под крышкой томится Золотой дух, болезнь
хозяина дома – результат его дурного влияния. Если выпустить духа и в течение
37 дней совершать очистительные обряды, болезнетворный дух, несомненно
отступит».
Слуги стремглав мчались к колодцу, спускались в него и в грязи на дне находили
бронзовое зеркало – божественное тело Золотого духа, отмывали его, приносили
ему жертву, надеясь помочь хозяину. Очень часто болезнь действительно отступала
– такова была сила психологического воздействия ритуала изгнания злого духа. В
целом, все это очень похоже на проделки многих современных «целителей» и
«экстрасенсов».
Окусэ Хэйситиро считает, что Абэ-но Сэймэй мог использовать целую группу
подручных для осуществления подобных трюков. Например, они могли положить в
нужное место зеркало или амулет или еще что-нибудь в этом роде или просто
разузнать ситуацию в усадьбе, расположение предметов, строений. Чтобы сделать
все это незаметно, требовалась незаурядная ловкость и находчивость. Поэтому,
хоть и с большой натяжкой, этих людей можно назвать предшественниками ниндзя.
Одно несомненно – методы онмёдо и его философия наложили неизгладимый отпечаток
на японское искусство шпионажа.
Мятежный Фудзивара Тиката и его Невидимый
черт
К периоду Хэйан некоторые источники относят и мятеж Фудзивары Тикаты, во время
которого загадочная группа из 4-х «чертей» немало поизмывалась над
правительственными войсками. Подробнее всего это описано в «Тайхэйки», где,
однако, мятеж Тикаты отнесен ко времени правления императора Тэнти.
Фудзивара Тиката (в некоторых текстах «Тикадо» или «Тиёродзу») был владельцем
поместья на границе провинций Ига и Исэ. В правление императора Мураками
(947-967) он поднял мятеж против центральной власти. По какой причине – точно
неизвестно, однако существует версия, что Тиката домогался у императорского
двора повышения в ранге, но получил отказ.
Подобные выступления были не редкостью в то время. Достаточно упомянуть
крупнейшие мятежи Тайры Масакадо (935 г.) и Фудзивары Сумитомо (940), повергшие
всю страну в смятение.
Как только в столице стало известно о бунте, на его подавление сразу же был
брошен крупный отряд правительственных войск. Однако неуловимые отряды Тикаты
наголову разгромили его. По сообщению «Тайхэйки», при этом Тиката прибегнул к
помощи четырех чертей, которые и нанесли главный урон карателям.
В число этих четырех чертей входили Ветряной черт (фуки), Огненный черт (каки),
Земляной черт (доки) и Невидимый черт (онгёки; Черт скрытой формы). Действовали
они очень впечатляюще: Ветряной черт уселся на попутный ветер и засыпал
вражеский лагерь отравленными стрелами; Огненный черт изводил врага
бесконечными неожиданными нападениями и поджогами; Земляной черт укрыл войско
Тикаты в пещерах на горе Такао. Впрочем, ничего сверхъестественного в этих
действиях нет, ведь все это – обычная тактика партизанской войны. Только у
страха, как говорят, глаза велики. Видно, действ
|
|