|
льную часть
пути,– сказал я рикше.– Вы, должно быть, устали. Вечер сегодня прекрасный.
Почему бы нам не прогуляться
немного?»
Рикша согласился, но мой план снова потерпел неудачу, потому что рикша
отказался идти рядом со мной, а всё время держался на шаг или два позади. На
повороте дороги я внезапно резко обернулся, и, схватив ручку коляски, попытался
ещё раз разглядеть лицо своего спутника. Однако, несмотря на всю быстроту моих
движений, рикша оказался быстрее и успел надвинуть шляпу и спрятать лицо. Его
реакция была такой быстрой, что теперь я был абсолютно уверен в том, что мой
спутник не простой рикша.
Более того, я был почти уверен, что знаю этого человека, поэтому я вежливо снял
шляпу и спросил его: «Извините меня за вопрос, но Вы, случайно, не господин
Суэёси?» Мой спутник вздрогнул, но, тем но менее, твёрдо ответил:
«Нет!»
Так мы стояли несколько мгновений, словно в немой сцене: я держал коляску, а он
стоял, уставившись в землю и скрывая своё лицо широкополой шляпой. Затем он
внезапно решился, снял шляпу и опустился на колени. Я увидел, что не ошибся.
Это действительно был Суэёси. Я взял его под руку, чтобы помочь ему подняться,
а потом сам опустился на колени, назвал своё имя и извинился перед ним за своё
настойчивое любопытство. Мне было хорошо известно, что Суэёси был родом из
семьи, принадлежавшей к высшему сословию, а его предки были знаменитыми воинами.
Кроме того, Суэёси был старше меня по рангу в каратэ и прекрасно владел
искусством бодзюцу. Впоследствии он даже открыл свою школу обучения бодзюцу.
Очевидно, что после этого не могло и речи быть о том, чтобы Суэёси вёз меня в
коляске. Мы пошли с ним рядом и вели дорогой очень интересную беседу о каратэ и
бодзюцу. Возле моего дома Суэоси, очень смущённый тем, что я узнал его, просил
меня никому не рассказывать о том, что он подрабатывает рикшей. Я узнал от него,
что его жена очень больна и прикована к постели. Чтобы прокормить её и себя, а
также покупать необходимые лекарства, Суэёси днём работал в поле, а ночью
подрабатывал рикшей.
Если бы Суэёси жаждал славы и богатства, он несомненно добился бы этого, но для
этого ему пришлось бы заниматься тем, что он считал ниже своего достоинства.
Суэёси был истинным самураем и не мог отступать от кодекса чести даже в мелочах.
Ловкость, с которой он вёз коляску рикши, соответствовала его высокому уровню
знаний и боевых искусствах.
Суэёси умер вскоре после моего отъезда в Токио, но я навсегда запомнил вечер,
проведенный в его обществе. Этот человек для меня, навсегда остался живым
воплощением истинного самурайского духа.
Боевой
дух
Перетягивание каната – очень популярное состязание на нашем острове. Оно часто
бывает главным событием всех наших праздников. Окинавское перетягивание каната
отличается от подобных состязаний в других префектурах. Прежде всего, наш
вариант гораздо динамичнее, с чем согласится каждый, видевший перетягивание
каната на Окинаве. Я заверяю читателей, что это состязание не для детей.
Сначала тщательно готовят канат, очень длинный и очень толстый. Иногда канат
бывает толще, чем ствол большого дерева. Плетут его из рисовой соломы и состоит
он из двух отдельных частей, которые перед соревнованием соединяют вместе. Для
этого на одном конце каждого куска каната сплетается большая петля, и, после
того, как одна петля продевается в другую, прочным дубовым суком их сцепляют
вместе. От основного каната отходит множество более тонких верёвок, делая его
похожим на огромную многоножку. Эти тонкие верёвки называются «мэдзуна»
(«женские верёвки»). Дубовый сук в петлю вставляет судья соревнований. Дело это
очень ответственное, и в окинавском варианте перетягивания каната оно является
частью обязательной церемонии.
Состязание начинается с того, что судья наступает на ноги участников из двух
противоположных команд, находящихся наиболее близко к центру. При этом все
участники хватаются за «женские верёвки» и по команде начинают их тянуть под
грохот гонгов и барабанов. Болельщики поднимают знамёна с названиями команд и
подбадривают участников, стараясь создать, как можно больше шума.
Хотя перетягивание каната – это всего лишь игра и спортивное состязание, оно
является точным подобием военного сражения и, если решение судьи оспаривается,
то на поле начинается сражение настоящее. Многие жители Окинавы получили свои
увечья в драках, которые были продолжением состязаний по перетягиванию каната.
По этой причине судьёй должен быть человек, рекомендованный обеими командами.
Кроме того, он должен быть не только судьёй по спорту, но и хорошим посредником
в др
|
|