|
ь необоснованные оскорбления и даже унижения, что пробудило в нем
желание постоять за себя. С восемнадцати лет, чтобы приобрести
самостоятельность в жизни, наряду с освоением коммерческого ремесла он занялся
напряженными физическими тренировками. Hесмотря на тяжелые жизненные
обстоятельства и перерывы, обусловленные болезнями и войнами, Морией уже в
короткое время целеустремленно осуществил свои замыслы. Под руководством
знаменитых мастеров он изучил различные стилевые направления борьбы дзю-дзюцу и
искусство владения мечом (кэн-до).
Следуя призыву правительства (в 1910 году), Морихей Уэсиба отправился на
освоение незаселенных земель на острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому
самообладанию и самоотверженной работе на благо общины он вскоре становится ее
лидером и получает у поселенцев титул «короля Сиратаки» (одной из провинций
Хоккайдо).
В 1911 году у него состоялась встреча с мастером Сокаку Такэда, которая
имела важное значение для будущего развития техники Айкидо. Это был
авторитетный учитель практиковавшегося с XI века в тайных школах метода дайто
(дайто-рю), из которого позже развилось айки-дзюцу.
Эта разновидность дзю-дзюцу (джиу-джитсу) имела перед другими стилями важное
преимущество, так как буквально все тело бойца превращалось в оружие, которое
использовалось в метательной, ударной и рычаговой техниках боя. Айкидзюцу уже
тогда впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кэндзюцу), а
также действенные способы выведения противника из равновесия и болевого
воздействия. Особое значение уделялось концентрации (ай) физической и духовной
сил.
Занятия айки-дзюцу проводились только с некоторыми, особо одаренными
учениками. За свою одаренность и особое рвение Уешиба был зачислен мастером
Такэдой в число избранных. Принявшись за усиленные тренировки, он
беспрекословно следовал всем наставлениям учителя.
В 1916 году он завершил учебу, получив диплом мастера. Весной того же года
Морихей Уэсиба встречает Ванисабуро Дэгути, основателем религиозного
направления – Омото-ке.
Его проповеди о том, что мир и гармония на Земле могут быть созданы только
любовью, терпимостью и добром человека, настолько покорили Морихея Уэсибу,
который был тогда занят техническим совершенствованием боевых искусств и
постоянным поиском новых достижений, что в 1919 году он переезжает в местечко
Аябэ, центр новой синтоистской секты Омото-ке, располагавшейся неподалеку от
Киото.
С этого времени напряженные физические тренировки дополняются усиленной
духовной работой. Это было время четырехлетней аскезы на горной вершине, время
напряженнейшего труда и исканий истинного смысла воинских искусств. Побеждавший
всех, теперь Уэсиба вступил в схватку с самим собой. Это незаметный, но
титанический труд. И из этой схватки Морихей Уэсиба вышел победителем.
В 1925 году он спустился с горы в селение Аябэ, посреди двора окатил себя
водой и посмотрел на небо. В этот момент он почувствовал вдохновение, даже
слезы потекли по его щекам в знак большой благодарности небесам и земле, как
вспышка светила его озарила правда. Он почувствовал, что стал частью Вселенной.
Он услышал голос и нашел ответ на свой вопрос. Умом и телом он ощутил правду
природы. Он открыл для себя Божественную истину.
Позже профессор Уэсиба часто вспоминал этот день просветления: "Однажды,
прогуливаясь во дворе, я вдруг испытал странное ощущение, словно подо мной
задрожала земля. Какой-то золотистый туман начал подниматься от земли,
обволакивая меня. В ту секунду я разумом и телом ощутил свет, и мне показалось,
что я понимаю язык щебечущих вокруг птиц. Внезапно я ощутил присутствие
великого Творца в духовном обличье. Мысль озарила меня: «Основой всех воинских
искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле». С того мгновения и на
всю жизнь я понял, что весь мир отныне мой дом, что мне принадлежат Солнце и
Звезды. Высокое положение в обществе, слава, почести, богатство – все это
навсегда утратило для меня значение.
Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего с грубой
физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни, тем
более, с любым смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное
воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее Ки,
сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом,
упражнения в любом виде воинских искусств не должно быть самоцелью для
уничтожения противника, но, наоборот, должно вырабатывать в нас чувство любви и
уважения к окружающим".
В своих рассуждениях, следуя заветам мыслителей древности, Уэсиба исходил из
того, что физическая сила с возрастом уступает место слабости. Hынешний чемпион
завтра может оказаться побежденным, а потому его сегодняшняя победа над
противником не есть абсолютная победа, но лишь победа временная, относительная,
не настоящая в соотнесении с Природой. Ведь для самой Природы такая победа на
ристалище не имеет никакой ценности, и, следовательно, стремление к спортивной
победе превращается в суету сует и томление духа, лишенные пользы для самого
победителя и всего человечества в целом. Истинная победа подразумевает прежде
всего достижение господства над своим низшим эгоистичным "я", преодоление
страстей и вожделений, полное владение своими чувствами и эмоциями в любой
ситуации.
Для человека, преодолевшего свое мятежное "я", свою подверженную всем земным
соблазнам натуру, победа на поле брани придет сама собой. Внешние победы есть
результат победы внутренней. В единстве со Вселенной такой человек из любой
схватки выходит победителем.
Так утвердилось убеждение в том, что любое боевое
|
|