|
Самые последние разработки в области воинских искусств для нужд полиции
используют оружие, именуемое токусю кэйбо , иначе специальной полицейской
дубинкой. Она представляет собой выдвигающуюся трубку из металлического сплава;
а изза быстроты выдвижения на всю длину из сложенного положения ее еще
называют табидаси дзюттэ , иначе «выдвигающаяся трубка». Токусю кэйбо
появилась в 1961 году, после чего в течение пяти лет многочисленные технические
комиссии изучали ее возможности. Существенный вклад в разработку этого оружия
внесли полицейские инструкторы по воинским единоборствам Симидзу Такадзи,
Курода Ититаро и Каминода Цунэмори.
В 1966 году было объявлено о создании ряда стандартных приемов для токусю
кэйбо, а сама система с использованием этого специального оружия получила
наименование токусю кэйбо сохо . Токусю кэйбо выдавалась офицерам полиции,
выполнявшим особые задания. На следующий год была пересмотрена техника приемов,
и в настоящее время эти усовершенствованные приемы проходят тщательную проверку.
Теория и техника
Основные приемы токусю кэйбо сохо основываются на идеях школы Икакурю.
Металлическая трубка с шипом на конце, дзюттэ , является особым оружием данной
школы. Дзюттэ следует использовать в целях обороны, защищаясь от
неспровоцированного нападения, и в таком оборонительном плане используется
токусю кэйбо в современной работе полицейских.
Все формы использования токусю кэйбо требуют от ее обладателя умения
владеть основами управления собственным телом, включая как позу и стойку, так и
повороты. Посредством кихон рэнсю , обучения основам, обладатель токусю кэйбо
совершенствует свои реакции, выполняя предписанные действия, позволяющие
уклониться от атаки нарушителя и успешно его контратаковать своей
телескопической трубкой. Необходимо в совершенстве владеть котэути , иначе
ударом по атакующей или вооруженной руке агрессора. Другие приемы, связанные с
ударом, выпадом, блокировкой, защитой и прикрытием, позволяющие нейтрализовать
атакующие действия противника, являются основными при использовании токусю
кэйбо. Стандартными признано пять способов обращения с токусю кэйбо, хотя
практикуются и их различные варианты. Поскольку эти приемы довольно коварны в
исполнении, ими разрешено пользоваться только специально обученному персоналу.
Токусю кэйбо сохо в настоящее время
По существу, токусю кэйбо можно использовать таким же образом, как
обычную деревянную кэйбо, но прочность конструкции телескопической трубки
делает более широкой сферу ее применения. Несмотря на свою дороговизну, она во
многом превосходит деревянную кэйбо. Меньшие размеры такой трубки в сложенном
состоянии облегчают ее ношение, и ее труднее заметить и схватить агрессору во
время потасовки с полицией; она также легко прячется.
Телесные повреждения, вызванные ударом токусю кэйбо, уступают по тяжести
повреждениям, наносимым деревянной кэйбо, что, возможно, связано с трубчатой
конструкцией такой дубинки, но ее действенность эффективнее.
Ходзёдзюцу
Работая в полицейской технической комиссии в 1927 году, Симидзу Такадзи в
свои показательные выступления перед членами комиссии включил приемы
классического будзюцу, именуемого ходзёдзюцу . Симидзу, которому ассистировал
Такаяма Кэнъити, продемонстрировал искусство усмирения и обездвиживания
агрессора посредством связывающей веревки. Большой интерес полицейских властей
к этому малознакомому виду воинского искусства побудил Симидзу выступить с
инициативой приспособить некоторые приемы для нужд полиции, когда приходится
иметь дело с заключенными.
Освоение ходзёдзюцу в качестве методов обучения полицейских продолжалось
до 1931 года, когда Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзёдзюцу.
Симидзу организовал официальное обучение методам ходзёдзюцу всех патрульных
полицейских. Его основными идеями руководствовались вплоть до поражения Японии
во Второй мировой войне. Последующий запрет на занятия воинскими искусствами и
принципами не коснулся ходзёдзюцу, поскольку данное искусство являлось важной
составной частью в обучении японских полицейских. Специальные исследования,
проведенные самим Симидзу в 1949, 1951, 1955, 1962 и 1968 годах, привели к
некоторым изменениям в исходных методах ходзёдзюцу и сделали их еще более
пригодными для применения в возникающих в настоящее время ситуациях.
Теория и техника
Классическое будзюцу XVII века, ходзёдзюцу из Итацурю, составляет
основу современного полицейского ходзёдзюцу. Поскольку классическое искусство
выделяется тем, что оно является отдельной, законченной по форме системой
единоборства, то ходзёдзюцу составляет лишь конечную фазу действия в
классическом воинском искусстве торитэ , искусстве захвата и усмирения
нападавшего; нападавшего, прежде чем связать, необходимо подчинить своей власти.
В современной полицейской работе полицейский может достигнуть с помощью
тайходзюцу того, что проделывал полицейский эпохи Эдо с помощью торитэ;
применение методов кэйдзёдзюцу, кэйбо сохо или токусю кэйбо сохо может также
|
|