|
середины шестидесятых годов, предоставляли прекрасную возможность по
совершенствованию кэйдзёдзюцу. Изучение приемов и тактических возможностей
кэйдзёдзюцу является постоянной заботой Симидзу; в этом ему умело помогают
ведущие специалисты из полиции Курода Ититаро, Ёнэно Котэро, Хирои Цунэдзи и
Каминода Цунэмори. А в обычное время дзё является символом авторитета и
справедливости японской полиции. Полицейские во всех японских городах, выходя
на службу, берут с собой дзё.
Тайходзюцу
Прежде, чем японские силы смогут выполнить свою важную миссию, необходимо
было разрешить многие неотложные проблемы. Оказалось, что ни грозные воинские
приемы классических будзюцу, ни духовно ориентированные дисциплины
классического будо не могут быть использованы в чистом виде для решения
гражданских задач. Начиная с последнего периода эры Мэйдзи современные
дисциплины кэндо и дзюдо оказались полезными для японской полиции прежде всего
как системы физического воспитания. Полиции необходимо было разработать свои
собственные системы рукопашного боя, которые бы лучше подходили для целей
самообороны.
В 1924 году Токийское полицейское управление созвало технический комитет,
куда вошли имеющие высокие степени фехтовальщикимечники, представлявшие
кэндзюцу, кэндо и иайдо, а также специалисты по госиндзюцу (методам
самообороны из дзюдзюцу и дзюдо).
В первую группу входили Накаяма Хякудо, Хияма Ёсихицу, Саймура Горо и
Хотта Ситэдзиро; Нагаока Сюити, Мифунэ Кюдзо, Накано Сэйдзо, Сато Киносукэ и
Каваками Тадаси составили вторую группу. Данный комитет разработал ряд приемов
самообороны, основанных на обороне без оружия, и рекомендовал обучать этим
приемам всех полицейских. Полицейское управление дало согласие и ввело
разработанные методики самообороны в систему обучения полицейских «с той
рекомендацией, что сами методы должны пройти тщательное изучение и испытание».
Запрет, наложенный союзниками на занятия воинскими искусствами и путями,
вынудил японское правительство испросить у оккупационных властей разрешение
позволить полицейским силам разработать и использовать хоть одну систему
самообороны. Получив разрешение, Токийское полицейское управление созвало новый
технический комитет, его возглавили кэндоист Саймура Горо; дзюдоист Нагаока
Сюити; Симидзу Такадзи, двадцать пятый верховный наставник школы Синдо Мусорю;
Оцука Хидэнори, основатель Вадорю; и Хоригути Цунэо, специалист по пистолетам.
Комитет просмотрел приемы классических кэндзюцу, дзюдзюцу и дзёдзюцу и
приспособил некоторые из них к нуждам полиции; комитет также отобрал приемы из
арсенала современных дисциплин, таких как дзюдзюцу, каратэдзюцу, кэндо и дзюдо,
для включения их в предлагаемую систему самообороны; а дальнейшие идеи были
почерпнуты при изучении западного бокса. Система, вобравшая в себя
вышеупомянутые элементы и названная тайходзюцу , была создана в 1947 году, и в
качестве официального пособия для полицейских были изданы «Тайходзюцу Кихон
Кодзо» («Основы Тайходзюцу»). Тайходзюцу пересматривалось в 1949, 1951, 1955,
1962 и 1968 годах.
Теория и техника
Приемы, разработанные первым полицейским техническим комитетом, во многом
опирались на видоизмененные современные дзюдо кихон , иначе основы классических
дисциплин, такие, как стойка, захват и движение тела. Десять приемов типа нагэ ,
иначе броска, явились основой системы тайходзюцу. Восемь приемов были связаны
с идори , иначе с положениями, когда использовались позиции сидя; а также были
разработаны шесть методов хикитатэ , т.е. позволяющих конвоировать
оказывающего сопротивление нарушителя. При выполнении этих приемов мало
заботились о безопасности самого нарушителя, и в таком виде они просуществовали
до конца Второй мировой войны.
Что же касается использования тайходзюцу в современном обществе, важно
нанести нарушителю как можно меньший вред. Агрессору необходимо дать отпор,
усмирить его, не подвергая опасности ни полицейского, ни самого задержанного;
следует избегать убийства или увечий, за исключением чрезвычайных ситуаций. Для
решения столь деликатной задачи служат определенные средства, имеющиеся в
арсенале рукопашного боя.
В тайходзюцу полностью признается тактика кобоити (выбор между
нападением и защитой), где выбор оборонительных или наступательных действий
зависит от конкретной ситуации, что выражается в понятии сэн , иначе инициативы
в бою. Сэн имеет три уровня. Первый, и наиболее выгодный, представляется как
сэнсэнно саки , иначе возможность арестовывающего контролировать действия
нарушителя еще до того, как тот начнет нападение. Саки , второй уровень сэн,
позволяет задерживающему вовремя вторгнуться в атакующие действия нарушителя,
чтобы затем получить над ними контроль. Атоно саки , третий уровень сэн, — это
способность арестовывающего выдержать неожиданное нападение и отразить его.
Полицейские изучают тайходзюцу двух видов: тосю , иначе безоружная
борьба, и с применением кэйбо , небольшой деревянной дубинки. Особое внимание
уделяется стойкам, особенно камаэ , т.е. позициям, когда задерживающий
готовится к противостоянию с нарушителем. Четырнадцать кихонвадза , иначе
основных приемов защиты, дополнены шестнадцатью оёвадза , иначе прикладными
приемами; владение всеми приемами позволяет полицейскому успешно действовать во
всех обычных рукопашных схватках. К тому же полицейского знакомят с шестью
|
|