Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Донн Дрэгер - Современные будзюцу и будо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
      
Современные дисциплины и классические представления
      
      Полезно будет дальше обсудить существующие связи между классическими и 
современными дисциплинами. Знание их природы позволяет понять, что многое, 
считающееся оригинальным в структуре современных дисциплин, в действительности 
же всего лишь повторяет либо углубляет те идеи, что формировали дух и задачи 
классических дисциплин в течение столетий.
      Различные установления, обычаи и верования традиционной японской культуры,
 включая и исконные, и позаимствованные, можно встретить в современных 
дисциплинах. Знакомые современному японцу синтоистские, даосские, конфуцианские 
и буддийские представления предстают нашему взору при критическом взгляде на 
современные дисциплины.
      Те из современных дисциплин, где основным оружием является меч, относятся 
к высшим формам, и едва ли такое положение вещей изменится. Подобное отношение 
связано с тем, что меч продолжает оставаться главным оружием японца. Но 
немногие из современных бойцов, искусно владеющих мечами, знают, что столь 
почетное место мечу было отведено еще старинными синтоистскими верованиями. 
Высшее божество синтоизма, богиня солнца Аматэрасу Омиками (дословно: 
освещающее небо высшее божество) полагала, что меч помогает его обладателю 
«различать правду от лжи, ибо меч служит справедливости и помогает слабому 
противостоять сильному на благо милосердия». Поэтому меч является предметом 
поклонения, а не просто оружием убийства. Для древних японцев меч всегда 
олицетворял качества «твердости, проницательности и решительности, в чем и 
заключалась вся мудрость», выражаясь словами Дзинно Сётоки («Родословная 
божественных царей», автор — Китабатакэ Тикафуса, 12931354).
      Даосские и конфуцианские представления, сочетаясь друг с другом, 
образовывали сложный, философский сплав, который трудно разъять. Здесь 
самовоспитание посредством жесткой дисциплины представляется «сиятельной 
добродетелью» и считается абсолютной истиной то, что собственное 
самосовершенствование недостижимо без самосовершенствования окружающий. Кроме 
того, помимо довольно явного объединения даосских и конфуцианских представлений 
в учении о до  (пути), «самовоспитание» и «сиятельная добродетель» имеют еще и 
другое значение для последователей современного будо.
      Глава «Великое учение» («Да сюэ», глава конфуцианского канона «Ли цзи» 
(«Книга установлений»)), которая позднее, в эпоху неоконфуцианства (XIIв.), 
переработанная Чжу Си, вошла вместе с другой главой «Учение о середине» в 
качестве самостоятельного произведения в Малый канон, иначе Четверокнижие (Сышу 
), где излагаются основы конфуцианского учения, ссылается на восемь «малых 
установлений», которым необходимо следовать на пути духовного 
самосовершенствования. Второе «малое установление», или же «постижение вещей», 
можно трактовать поразному, но в любом случае здесь подразумевается много, а 
не односторонность личных усилий. То, что многие представители современных 
дисциплин не понимают всей значимости подобной многосторонности усилий, которые 
необходимо прилагать при изучении и овладении данными дисциплинами, заставляет 
остановиться на этом подробнее.
      Те, кто предлагает добиться самосовершенствования посредством дисциплины, 
страдающей однобокостью, забывают о самой множественности [устремлений], 
требуемой для «постижения вещей». Вспоминается критика Томаса С.Эллиота: «Стоит 
им овладеть одним делом, и они уже считают себя культурными людьми».
      Вполне очевидно, что до  нельзя понять с наскока, тем более овладеть им. 
А предпринимать подобные попытки — значит исказить классическую концепцию 
самого до . Так что склонность современных систем развиваться в русле жестко 
очерченной специализации, т.е. ограничиваться рамками только рукопашной системы 
или системы с одним видом оружия, не находит поддержки у традиционалистов, 
считающих узкую специализацию несвойственной формам настоящего будо. В 
доказательство они приводят тот факт, что все подлинные мастера (мэйдзин ) 
классических дисциплин изучали широкий спектр различных дисциплин, никогда не 
специализируясь на какойлибо одной, по крайней мере пока не достигнут уровня 
мэйдзин . Другое основание для подобного утверждения традиционалисты находят в 
самой современности, где полностью отсутствуют истинные мастера современных 
форм будо среди чистых специалистов, как бы они пи этом ни были технически 
совершенны.
      В современных дисциплинах можно обнаружить многое из дуализма 
чжусианского конфуцианства, доставшееся им по наследству от классических 
дисциплин. Современный кэндоист, скрещивая свое учебное оружие с оружием 
соперника, рассматривает данное действие как юкэн  (в кэндо означающее «синай 
входит в соприкосновение с синаем»); когда то же самое учебное оружие отводится 
назад, такое действие называется мукэн  (в кэндо означающее «отсутствие между 
синаями соприкосновения»). Все технические действия в кэндо строятся на основе 
одного из этих двух аспектов конфуцианской мысли. И едва ли рядовой современный 
кэндоист осознает, что первое действие исходит от чжусианской концепции юкэй , 
иначе «имеющий форму», а второе — из ее дополнения укэй , иначе «бесформенный».
      В действительности сама система иерархии, используемая во многих 
современных дисциплинах для популяризации своих учений, так называемая система 
данкю, основывается на подобном чжусианском дуализме: имеющие дан (ранг 
мастера) именуются юданся  (удостоившийся ранга), тогда как не имеющие дана 
именуются муданся  (не удостоившийся ранга). При выполнении ката  (комплекса 
формальных упражнений) дзюдоист или последователь каратэдо, выказывающий в 
своих действиях верное соотношение между покоем и движением, в своих умственных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-