Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Биркхойзер-Оэри Сибилл - "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
центра, как боязливое животное, очарованное и вместе с тем напуганное, всегда 
убегая, но при этом все больше и больше приближаясь" (Ibid. Par. 326). См. 
также: Юнг К. Г. Психология и алхимия. Пар. 326. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
Осознание относительности добра и зла позволяет достичь здоровья и целостности. 
Именно поэтому архетип Земной Матери для одних людей воплощает губительные силы,
 а для других — полезную обновляющую энергию, и по той же причине этой 
сказочной фигуре присущи совершенно разные роли.
Духовное следование природе потому приобрело теперь такую важность, что в 
последние столетия мы утратили свою истинную религиозность. Заполнить эту брешь 
всегда готовы направляющие силы бессознательного. Наличие у человека связи с 
коллективным бессознательным зависит от множества разных факторов. Один из них 
— талант человека и сфера его деятельности, но очень важен и момент жизни, 
когда начинается контакт с коллективным бессознательным, поскольку каждый этап 
жизни ставит перед человеком разные задачи.
Как правило, жизненный путь молодого человека уводит его в сторону от 
бессознательного. Он должен ставить перед собой определенные цели и стараться 
их достичь. Хотя бессознательное присутствует всегда, его вмешательства крайне 
редки, но если оно и пытается помешать человеку достичь сознательно 
поставленной цели, то его часто и вполне обоснованно спихивают прочь с дороги. 
Когда бессознательное пытается поместить человека в темницу и убить его, как 
ведьма в сказке "Гензель и Гретель", человеку нужно обладать хитростью и грубой 
силой, чтобы обмануть бессознательное. Он должен быть безжалостным к 
материнскому бессознательному, так как на этой стадии оно может связать его с 
прошлым, с услужливым детским состоянием, когда все идет под диктовку матери.
В детстве материнский образ в основном проецируется на родную мать; т. е. 
архетип и образ родной матери формируют единый комплекс ощущений 19. Мать — это 
источник заботы и поддержки. Если мать пренебрежительно относится к своему 
ребенку или душит его своей чрезмерной любовью, ребенок может воспринять ее 
даже как деструктивную силу. Но в процессе взросления ребенка материнский образ 
соединяется с образами других людей. Например, мужчина постоянно проецирует 
материнский образ на женщину, которую любит. В этом случае он находит в ней все 
качества, которые у него ассоциируются с "матерью". Это является следствием 
психологической функции, которую Юнг назвал анимой20.
19 По существу, проекция означает, что мы "считываем" поведение других людей 
или уверены в том, что мы находим в них. Если бы мы узнали, что другой человек 
не такой, как мы думали, то должны были бы узнать в тех чертах, которые 
приписывали ему, свои собственные черты, спроецированные на него. См.: 
Psychological Types // CW 6. Par. 783.
20 См.: Aion // CW 9ii. Pars. 20ff; Two Essays on Analytical Psychology // CW 7.
 Pars. 202ff.
Хотя образ Земной Матери у женщин имеет тенденцию постепенно выходить из 
бессознательного, а точнее — из Тени, он продолжает влиять на мужчин через их 
аниму. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Например, 
мужчина с достаточно высоким уровнем интеллекта может иметь достаточно смутные 
представления о своей эмоциональной сфере. Так как эта область психики ему 
относительно неизвестна и он не дает ей вмешиваться в его сознательную жизнь, 
она проявляется самым неприятным способом: в частых переменах настроения, 
изъянах "плохого" характера, депрессии или откровенно феминных предпочтениях,— 
и все эти нежелательные проявления и предпочтения воплощаются в его сновидениях 
в образах отрицательных женских персонажей. Такая же психологическая ситуация 
воспроизводится в сказках, где задача главного героя — жениться на принцессе, и 
это бракосочетание психически символизирует интеграцию мужской анимы.
В начале совместной жизни женщина, на которую проецируется мужская анима, 
обычно в какой-то мере идентифицируется с архетипом матери. Это особенно 
характерно для тех случаев, когда она сама становится матерью. Она ощущает, как 
ребенок развивается в ее теле и как он появляется на свет, и тогда сама женщина 
становится воплощением животворного начала. Зачастую она так же слабо сознает 
влияние архетипа матери, как и мужчина, который проецирует на нее этот архетип. 
В сказках этот феномен находит отражение в образе молодой женщины, которая 
действует особым образом или выполняет ряд задач, поставленных перед ней 
таинственным материнским персонажем, значительно превосходящим ее по возрасту.
Далее мы более подробно рассмотрим некоторые важные аспекты архетипа матери и 
его воздействие на человека. Мы начнем наше изложение с архетипа разрушителя, 
затем рассмотрим архетип, формирующий судьбу, и, наконец, архетип, дающий силы 
для изменения и обновления жизни.

3. УЖАСНАЯ МАТЬ
Великая Мать вызывает наибольший страх, когда она открыто демонстрирует свои 
разрушительные способности, становясь ужасной матерью, как это происходит, 
например, в сказке о Белоснежке. В этом случае Великая Мать принимает в сказках 
образ злой мачехи, воплощающий деструктивную сторону материнского начала. 
Темное стремление к уничтожению — такая же часть архетипа матери, как и его 
светлая сторона, связанная с зарождением новой жизни.
В русских народных сказках "Василиса Прекрасная" и "Баба-Яга" злая мачеха 
выведена как отрицательный персонаж, который, однако, совершает зло только в 
определенных границах: она делает все, чтобы главная сказочная героиня 
оказалась во власти бесчеловечной матери, угрожающей ей смертью; этот 
материнский образ является сверхъестественным и архетипическим. Это значит, что 
в Тень каждой женщины входит теневая часть архетипа матери. Хорошо известно, 
что материнские чувства, проистекающие из эротического феминного начала, в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-