|
представлять.
Понятно, что представление человека о матери совершенно не обязательно
совпадает с его восприятием в этом качестве конкретной женщины. Это значит, что
представление о матери играет такую же важную роль в психической жизни человека,
какую играет его родная мать, и мы постоянно в разных ситуациях сталкиваемся с
таким представлением как с внутренней реальностью: или в виде полезной,
поддерживающей силы, или в виде потенциальной опасности.
Чтобы понять природу материнского архетипа, нужно задуматься о сущности
материнского начала. В самом широком смысле оно символизирует жизненный опыт
каждого живого существа. Ни одно из них не было сотворено из пустоты; у каждого
есть мать. В этом смысле вся психическая жизнь имеет праматерь, которая
существовала до появления сознания и которая, возможно, будет продолжать
существовать, когда свет сознания погаснет. Она была, есть и будет, это наше
психологическое sine qua non4, это бессознательное, которое относится к
сознанию, как мать. Архетип матери является той сущностью, которая на нашем
прозаичном психологическом жаргоне называется бессознательным, его материнским
аспектом, который включает тело и вообще все таинства, связанные с материей.
4 Непременное условие (лат.).
Таким образом, в образе матери воплощается не только психологическая, но и
физическая основа человеческого существования, включая представление о теле как
о сосуде, вмещающем душу5. Современных людей особенно поражает таинственная
тесная связь тела с бессознательным, одно из проявлений которой состоит в том,
что многие люди слишком большое значение придают инстинктивным влечениям.
Возможно, так осуществляется, в частности, бессознательный поиск Земной Матери.
5 См.: The Practical Use of Dream Analysis // The Practice of Psychotherapy.
Юнг дает следующее обобщенное описание архетипа матери:
С ним связаны материнские черты: проявление внимания и сочувствия; магический
авторитет феминности; мудрость и душевный подъем, распространяющийся за рамки
формальной логики; любой полезный инстинкт или импульс; все, что называется
добротой; все, что дает заботу и поддержку, способствует развитию и плодородию.
Это место магической трансформации и возрождения вместе с потусторонним миром и
его обитателями находится под покровительством Матери. Из негативных аспектов
материнского архетипа можно отметить все тайное, скрытое, темное; пропасть; мир
мертвых; все, что пожирает, соблазняет и отравляет; все, что вызывает ужас и
является неизбежным, как сама судьба6.
6 Psychological Aspects of the Mother Archetype // The Archetypes and the
Collective Unconscious. CW9i. Par. 158.
Архетип матери тесно связан с той частью психики, которая по-прежнему полностью
остается во власти природы: именно поэтому мы часто употребляем выражение
Природа-Мать. Противоположным полюсом должен быть Дух-Отец. Архетипы отца и
матери представляют собой два главных принципа бытия. Мы называем их логос и
эрос, или, как в китайской философии, ян и инь. Они могут существовать вместе,
образуя гармоничное целое, или противостоять друг другу. Отец воплощает
активное, творческое начало; мать — восприимчивость и заботливость. Хотя, как
мы убедимся впоследствии, у матери существует и духовность, материнское начало
относится главным образом к природе, т. е. оно связано с инстинктами и
физическими влечениями. Негативное воздействие материнского начала может
оказаться таким сильным, что оно превратится в препятствие для духовных
устремлений человека.
Некоторые трудности постижения образа матери связаны с тем, что его
бессознательное весьма неоднородно по содержанию, а также с наличием общих
символов для всего коллективного бессознательного. Но бессознательное как
изначальное единство содержит все возможные противоположности7. Это можно
проиллюстрировать на примере древнеегипетского текста о матери-богине Нейт, в
котором говорится, что "божественность стоящей у истоков Нейт существует вне
половых различий. В ней, "сотворившей семя Бога и человека", маскулинные и
феминные силы по-прежнему остаются неразделенными... она является "отцом отцов"
и "матерью матерей""8. Этому вторит описание индийской Первоматери Адити:
Адити — это небо, эфир,
Адити — это мать, отец, сын.
Адити — это все боги и люди,
Все, что уже родилось и что родится потом9.
7 По этой причине, как мы убедимся позже, "мать" не только вызывает проблемы,
связанные с противопоставлением духовности инстинктивных влечений, но и
разрешает их, ибо она соединяет в себе противоположности.
8 См.: Bonnet Hans. Reallexikon der Egyptischen Religionsges chichte. Berlin:
de Gruyter, 1952. P. 515.
9Rigvedal,89, 10.
Таким образом, энергия материнского архетипа — это непостижимая сила, которая
может легко подавить человека. При этом она является источником всего нового.
Это обстоятельство ставит перед нами фундаментальный вопрос моральной
неоднозначности фигуры Земной Матери. Почему в одних сказках она появляется в
образе милой доброй старушки, а в других — в образе злой и страшной ведьмы? С
одной стороны, можно считать, что это противоречие существует постоянно, так
как все архетипические персонажи неоднозначны в своих проявлениях, как
неоднозначна сама природа. С другой стороны, эту фигуру следует рассматривать в
связи с обстоятельствами, в которых находится читатель. Как известно, образ
матери прежде всего выражает физическое и инстинктивное ощущение
бессознательного, а значит, его конкретное воплощение часто будет зависеть от
того, как человек связан, или должен быть связан с этой стороной психики.
|
|