|
заботиться; ее материнство не идет ни в какое сравнение с "дающей" матерью,
любовь которой придает ребенку силы. Злая королева воплощает характерную
тенденцию тратить свои эмоции только на себя, нанося тем самым ущерб объекту
своей любви. Человек с такими личностными особенностями причиняет вред не
только другому, но и своей внутренней Белоснежке.
Белоснежка оказалась за семью горами от королевского дворца и добралась до
домика, в котором жили семь гномов. Ее бегство через горы символически означает
определенную стадию в развитии женщины, обусловленную внутренним конфликтом.
Семь гор могут символизировать, например, семь стадий алхимической
трансформации, которая тоже воплощает стадии личностного развития.
Подразумевается, что человек должен достичь высшего уровня; но прежде нужно
спуститься в долину, в центр конфликта. После этого мы увидим конфликт в иной
перспективе и сможем посмотреть на него "сверху вниз". Он будет выглядеть менее
близким, и мы сможем подняться над собой и своими страстями.
Перебравшись через горы, Белоснежка нашла себе пристанище у семи гномов. В чем
заключается психологический смысл образа семи гномов? Как правило, в мифологии
и суевериях гномы — это искусные и трудолюбивые существа, напоминающие кабиров,
которые одевали гре ческого бога Гефеста. Часто они владеют тайными сокровищами
или занимаются их раскопками; в этой сказке они добывают золото. Иначе говоря,
они занимаются поисками глубинных ценностей. Кроме того, согласно народным
поверьям, гномы имеют доступ к тайным знаниям и мудрости и время от времени
дают советы, которые могут быть и курьезными, и полезными.
Еще одна существенная особенность сказочных гно мов — их небольшой рост; в
сказке на этом делается особый акцент, когда Белоснежка входит в их жилище. В
сказке говорится: "У них в домике все было маленьким, но так опрятно и
аккуратно, что трудно выразить словами". Можно предположить, что малые размеры
подчеркивают относительность привычной для нас меры. Войдя к гномам, Белоснежка
попадает в мир иной размерности. Такое ощущение возникает у людей, когда они
вступают в контакт с глубинными уровнями бессознательного. Полное преодоление
серьезного конфликта, подобного тому, о котором говорится в сказке о Белоснежке,
может помочь человеку установить связь с такими глубинными слоями психики, в
которых пространство и время становятся относительными31. Небольшой рост гномов
означает также психологические возможности, которые кажутся незначительными, а
в действительности являются весьма значительными.
31 В отношении общего значения появления гномов в сновидениях и сказках Юнг
пишет, что, по всей вероятности, они имеют связь со странной неопределенностью
пространственных и временных отношений бессознательного: "Человеческое ощущение
пропорций, его рациональное представление о большом и малом... теряет свою
достоверность... в тех областях коллективного бессознательного, которые выходят
за рамки человеческой жизни" (The Phenomenology of the Spirit in Fairytales //
The Archetypes and the Collective Unconscious. CW 9i. Pars. 408, 413).
Короче говоря, мы можем считать гномов воплощением той благотворной, творческой,
духовной силы, которая помогает Белоснежке разрешить конфликт, который сначала
кажется неразрешимым. Многочисленность гномов, в отличие от одинокого принца,
который окончательно разрешает конфликт, тоже свидетельствует о том, что
творческая духовная сила по-прежнему остается неинтегриро-ванной. Вместо одного
большого прожектора семь маленьких светлячков. С точки зрения психологии это
может означать, что существует много полезных идей и инсайтов, но нет общего
связного взгляда или логической цепочки мыслей, которые помогают разрешить
конфликт.
Гномы разрешили Белоснежке поселиться у них в домике при условии, что она
станет выполнять всю домашнюю работу. Чтобы жить вместе с этими маленькими
духами, ей следовало хорошо потрудиться, а не сидеть сложа руки. Так и женщина,
у которой существует внутренний эмоциональный конфликт, может получить какое-то,
пусть временное, облегчение, занявшись дополнительной внутренней работой —
очищением своего психического пространства,
На какое-то время Белоснежке удалось скрыться от своей преследовательницы; но
злая мачеха узнала от волшебного зеркальца, что падчерица осталась жива и где
она находится. Прибегая к разным хитростям и уловкам, она пыталась добраться до
Белоснежки и убить ее. Такие уловки типичны для ведьмы. Сначала, одевшись
бродячей торговкой, она пришла к Белоснежке и, продавая ей тесьму, так затянула
ее вокруг шеи девушки, что едва ее не задушила. Она перекрыла ей доступ воздуха.
На символическом языке воздух означает духовную сферу. Не давая Белоснежке
дышать, мачеха лишает ее доступа к духовности; в реальной жизни это
символическое указание на ограничения, с которыми мы сталкиваемся, если
принимаем в расчет только конкретную реальность.
Потерпев неудачу в первой попытке убить Белоснежку (благодаря своевременному
вмешательству гномов), злая королева не оставила своих намерений погубить ее:
второй раз она попыталась сделать это с помощью отравленного гребня; и, наконец,
приняв вид простой крестьянки, она угостила девушку отравленным яблоком. Яд
традицион но считается женским оружием и в реальной жизни, и в пси хологической
интерпретации. Как правило, мужчины, нападают на своих врагов открыто, хотя
иногда их анима может быть ядовитой. В сказках же яд в основном приме няют
ведьмы — персонажи, воплощающие теневую сторону женщины. Действие такого яда
очень опасно и практически незаметно.
Гребень нужен человеку, чтобы привести в порядок волосы. Волосы обычно
символизируют бессознательные мысли и фантазии. Некоторые мысли созревают в
челове ческом сознании, и тогда они поддаются контролю; но существуют и другие
мысли, которые с трудом поддаются осознанию — их часто символизируют нечесаные
и спутанные волосы. Они спадают с головы, затем обвиваются вокруг нее, как змеи.
|
|