|
приобрело для себя, человек действует на него, очищает, утончает его. И это
есть в особенности очищение, утончение различных членов Природы человека,
которое имеет место в нашем после-Атлантическом периоде.
Если вы теперь возьмете всю эволюцию и рассмотрите то, что как раз было
сказано, четвертая после-Атлантическая эпоха - Греческо-Латинская предстанет
вам особенно важной; ибо то что мы называем рассудочная или интеллектуальная
Душа должна была быть обработана и принесена к более очищенной, утонченной
форме внутри существа человека. Однако к тому времени, Эго, которое принадлежит
более великому течению эволюции, уже прошло частично высшее развитие. Итак мы
можем сказать, что вплоть до четвертого после-Атлантического периода -
Греческо-Латинского времени, такое Эго человека развилось до определенной
стадии и должно было затем воздействовать на рассудочную или интеллектуальную
Душу; а в наше время на сознательную Душу.
Вы видите, что в определенном смысле теперь существует интимная связь между
Эго человека и тремя членами Природы Души человека: чувственной Душой,
рассудочной или интеллектуальной Душой и сознательной Душой. В основном, внутри
этих трех членов Души Эго человека живет свою внутреннюю жизнь; а в нашу пятую
после-Атлантическую эпоху оно живет в сознательной Душе, и будет в будущем
наиболее глубоко жить в ней, потому что в сознательной Душе чистое Эго может
прийти к выражению полностью беспрепятственно, так сказать, свободно от других
членов. Действительно мы живем в наше время в эпоху, в которой Эго обладает
великой и особенной миссией развития себя, построения себя.
Если мы взглянем некоторым образом в будущее, на то, что должно прийти, если
мы говорим, что человек разовьет Само-Дух или Манас в следующей, шестой
после-Атлантической эпохе, тогда мы распознаем, что Само-Дух или Манас
действительно расположен над областью Эго. По сути дела, человек не смог бы в
таком будущем развить Само-Дух из своих собственных сил; однако если он должен
развить свой Само-Дух, ему должна быть оказана помощь определенным образом
посредством того, что струится к Земле через силы Высших существ. Человек
должен был прийти к такой стадии в эволюции своего Эго когда из своих
собственных сил он действительно может развиться только вплоть до сознательной
Души; однако такое развитие не было бы завершенным, если бы он не задействовал
в определенном смысле то, что будет достигнуто своей истинной, завершенной,
само-вынужденной эволюцией человека только на Юпитере - следующем воплощении
нашей Планеты. Вплоть до конца эволюции Земли человек должен развивать свое
Эго; и он будет иметь возможность закончить такое развитие внутри чувственной,
рассудочной и сознательной Душе. Однако действительный Само-Дух станет
обладанием человека только на Юпитере; только там он станет подходящим даром
человека. На Юпитере человек будет иметь такое же отношение к Само-Духу, какое
он имеет к Эго на Земле. Если следовательно существо человека развивает
Само-Дух в течение периода Земли, он не сможет соотнести себя к нему как к Эго.
О нашем Эго мы можем сказать: Мы сами есть Эго; оно есть в действительности
наше "Я". Когда в следующей, шестой после-Атлантической эпохе, Само-Дух должен
быть приведен к выражению, тогда мы не будем способны ссылаться на этот
Само-Дух как на нас самих; однако мы скажем: Наше Эго развилось до определенной
стадии так, что наш Само-Дух сияет в Эго, как из Высших миров, как Существо
Ангела, которым мы сами не являемся, но которое сияет в нас и обладает нами.
Таким образом наш Само-Дух предстанет нам; и только на Юпитере он предстанет
нам как наше собственное существо, каким наше Эго является теперь. Эволюция
человека продвигается вперед таким образом.
Следовательно в следующей, шестой после-Атлантической эпохе, мы будем ощущать
как бы притянутыми вверх к чему-то, что сияет в нас. Мы не скажем: Само-Дух во
мне, но мы скажем: Я участвую в Существе, которое сияет в меня из Высших миров,
которое направляет и ведет меня, через благоволение Высших существ стало моим
ведомым! То, что придет к нам только на Юпитере, как наше собственное достояние,
мы будем ощущать в шестой эпохе как некий вид руководства, сияющий нам из
Высших миров. И также будет позднее с Жизне-Духом или Буддхи, с Духо-Человеком
или Атман и так далее. Таким образом наступит время, когда человек будет
говорить о себе иначе, чем он это делает теперь. Как говорит кто-либо о себе,
когда он говорит в смысле Духовной науки? Он говорит: Я обладаю тремя
оболочками - физическим телом, эфирным телом и астральным телом. Внутри этих
тел я имею свое Эго, существенное Земное приобретение, которое развивается в
этих трех оболочках. Такие оболочки являются моей низшей Природой; я вырос из
них, я смотрю вниз на эту мою низшую Природу; и я вижу то, в чем мое Это стало
на подготовительной стадии моего собственного существа, которое будет расти и
развиваться далее и далее. В будущем человек будет говорить иначе, он скажет: Я
обладаю не только своей низшей Природой и своим Эго, но я обладаю Высшей
Природой, на которую я смотрю вверх как на нечто, что является частью меня
таким же образом, как и мои оболочки, которыми я обладаю с ранних стадий
развития. Таким образом в будущем человеческое существо будет ощущать, что оно
размещено в середине, так сказать, между своей низшей и своей Высшей Природой.
Низшую Природу он уже знает теперь; Высшая Природа появится в будущем, как
расположенная выше его, также как теперь низшая Природа находится ниже его.
Итак мы можем сказать, что человек вырастает со своего четвертого до своего
пятого, шестого и седьмого принципов в течение эволюции Земли, однако его пятый,
шестой и седьмой принципы не станут его непосредственным обладанием в течение
|
|