|
можно "любить". И мудрость действительно ощущали некогда как нечто живое,
реальное. Этого нельзя сказать об "шеях", занимающих только ум и рассудок. Из
общечеловеческого дела, которое некогда переживалось в душевной теплоте,
философия стала сухим, холодным занятием. И человек, предаваясь философской
деятельности, уже не чувствует себя включенным в действительность.
В самом человеке утрачено то, что некогда делало философию действительным
переживанием. Чувственная наука пользуется органами чувств, и то, что рассудок
мыслит о наблюдении чувств, является обобщением передаваемого чувствами
содержания. Это мышление не имеет собственного содержания. Живя в таком
познании, человек познает себя только как физическое тело. Философия же была
вначале душевным содержанием, которое переживалось не физическим телом. Оно
переживалось тем человеческим организмом, который не может быть воспринят
органами чувств. Это суть эфирное тело, которое лежит в основе физического тела
и содержит в себе сверхчувственные силы, давшие форму и жизнь физическому телу.
Человек может пользоваться организацией этого эфирного тела так же, как и
организацией своего физического тела. Но тогда это эфирное тело вырабатывает
идеи о сверхчувственном, как физическое тело с помощью органов чувств
вырабатывает идеи о чувственном. Древние философы развивали свои идеи с помощью
эфирного тела. Утратив для познания это эфирное тело, духовная жизнь
человечества утратила вместе с тем и характер реальности в философии. Философия
превратилась в чисто мыслительное построение. Необходимо снова достигнуть
познания эфирного человека: тогда и философия сможет опять обрести характер
действительности. Тем самым обозначен первый шаг, который предстоит сделать
антропософии.
Космология некогда показывала человеку, каким образом он является членом
Вселенной. Для этого было необходимо, чтобы не только его тело, но также и его
душа и дух могли рассматриваться как члены космоса. Это происходило благодаря
тому, что в космосе видели нечто душевное и духовное. В наше время космология
стала только надстройкой над тем, что естествознание познает посредством
математики, наблюдения и опытов. То, что исследуется таким путем, обобщается
затем в образе космического становления. Из этого образа можно понять
физическое тело человека. Но уже эфирное тело остается непонятным, и в еще
большей степени - душевное и духовное в человеке. Эфирное тело может быть
познано только как член космоса, и только при условии прозрения в эфирное
существо космоса. Но это эфирное космоса может дать человеку только эфирную
организацию. В душе же есть внутренняя жизнь. И необходимо прозревать также
внутреннюю жизнь космоса. Древняя космология была прозрением внутренней жизни
космоса. Этим прозрением в космос включалось также и душевное существо человека,
выходящее за пределы эфирного. Но современной духовной жизни недостает
созерцания реальности душевно-внутренней жизни. В том, как она переживается, в
этом пережитом содержании нет ничего, что подтверждало бы бытие за пределами
рождения и смерти. То, что знают о душевном в настоящее время, могло возникнуть
в физическом теле и благодаря физическому телу через жизнь зародыша и
дальнейшее развитие в детстве, и оно может исчезнуть со смертью. Более древнее
человеческое познание содержало в себе относительно душевного существа человека
нечто такое, лишь отблеском чего является современное познание. Его
воспринимали как астральное существо человека. Это было не то душевное, что
переживается теперь в мышлении, чувствовании и велении души, но нечто, для чего
в мышлении, чувствовании и волении мы имеем только отблеск. Наше теперешнее
мышление, чувствование и веление нельзя представлять себе включенными в космос.
Ибо они живут лишь в физическом существе человека. Напротив, астральное
существо может быть понято только как член космоса. Ибо с рождением оно
вступает в физическое существо и со смертью выходит из него. То, что при жизни
между рождением и смертью скрывается за мышлением, чувствованием и велением - а
именно, астральное тело - есть космическое существо человека.
Утратив познание астрального существа человека, современное познание утратило
также и ту космологию, которая могла охватить собой человека: оно знает только
физическую космологию. Но в ней содержатся только основы физического человека.
Необходимо снова достигнуть познания астрального человека; тогда опять появится
космология, объемлющая собой также и человека. Этим определяется второй шаг
антропософии.
Религия в своем первоначальном смысле строится на переживании, благодаря
которому человек чувствует себя независимым как от своей физической и эфирной
сущности, обуславливающей его бытие между рождением и смертью, так и от космоса,
поскольку последний соучаствует в этом чувственном бытии. Содержание этого
переживания составляет подлинного духочеловека - то, на что наше слово "Я"
только еще намекает. Некогда это "Я" обозначало для человека нечто такое, что
сознавало себя независимым от всякой телесности, а также независимым и от
астральной сущности. Благодаря такому переживанию человек ощущал себя
пребывающим в том мире, для которого мир, дающий ему тело и душу, является лишь
отображением. Он чувствовал свою связь с божественным миром. Познание этого
мира скрыто от чувственного наблюдения. Познание эфирного и астрального
человека постепенно приводит к созерцанию этого мира. В чувственном познании
человек вынужден чувствовать себя отделенным от божественного мира, к которому
принадлежит его глубочайшее существо. Сверхчувственным познанием он снова
связывает себя с этим миром. Тем самым сверхчувственное познание переходит в
|
|