|
вложено в человеческую волю. Ведь люди могут много упускать. И сегодня многие
упускают еще многое из того, что должно вести к бодрственному переживанию
указанного момента.
Но, как вы уже знаете, в развитии миров имеются и другие существа, интерес
которых состоит в том, чтобы свести человека с пути: это существа ариманические
и люциферические. То, о чем я говорил только что, заложено в божественном
развитии человека. В сущности, человек должен был бы, если бы он был
предоставлен его собственной природе, прийти к созерцанию того, что развивает
Ангел в его астральном теле, но люциферическое развитие стремится к тому, чтобы
оттеснить человека от прозрения работы Иерархии Ангелов. И эти люциферические
существа действуют, чтобы оттеснить человека, следующим образом: они делают это
так, что препятствуют свободной воле человека. Они стараются затемнить для
человека практику его свободной воли, делая его, правда, добрым существом. -
Люцифер, с точки зрения, которой я касаюсь теперь, стремится именно к добру, к
духовному для человека, но он хочет сделать это автоматически, без свободной
воли... Это должно, в известной степени, автоматически перенести человека в
ясновидение, согласно добрым принципам... Но Люцифер хочет отнять у человека
его свободную волю, способность ко злу. Люциферические существа хотят сделать
его таким, чтобы, хотя и из духа, он поступал бы, как духовное отражение: то
есть, без свободной воли. Они хотят сделать его автоматичным, эти
люциферические существа.
Это связано с весьма определенными тайнами развития. Люциферические существа -
это, как вы знаете, существа, остановившиеся на других ступенях развития,
которые вносят нечто чужеродное в нормальное развитие. Эти люциферические
существа высоко заинтересованы в том, чтобы завладеть человеком так, чтобы он
не пришел к свободной воле, так как и сами они не завоевали свободной воли.
Ведь свободная воля может быть завоевана только на Земле, а они не хотят иметь
ничего общего с Землей, они хотят лишь сатурнического, солнечного и лунного
развития, остановиться на этом и не иметь ничего общего с земным развитием. Они,
эти люциферические существа, в известной степени ненавидят свободную волю
человека. Они действуют высокодуховно, но они действуют автоматически, - это
необычайно важно, - и они хотят поднять человека до своей высоты, до своей
духовной высоты. Они хотят сделать его автоматичным, - духовным, но
автоматичным. Таким образом, с одной стороны, может появиться опасность, что
человек, если он слишком рано, до того, как начнет полностью функционировать
его душа сознательная, сделается духовно-автоматически действующим существом,
проспит то Откровение, которое должно наступить и которое я вам только что
охарактеризовал.
Но также и ариманические существа противодействуют этому Откровению. Они не
стремятся к тому, чтобы сделать человека особенно духовным, но они стремятся к
тому, чтобы умертвить в человеке сознание его Духовности. Они стремятся к тому,
чтобы привить человеку воззрение, что он является, в сущности, всего лишь
развитым до совершенства животным. В самом деле, это Ариман является великим
учителем материалистического дарвинизма. Ариман также является учителем всей
технической и практической деятельности в земном развитии, который не хочет
признавать ничего, кроме внешней чувственной человеческой жизни и который
стремится иметь лишь развитую технику, чтобы человек рафинированным образом
удовлетворял те же потребности в еде и питье и другие потребности, которые
удовлетворяют и животные. Ариманические духи стремятся в наше время умерщвлять,
затемнять в человеке для души сознательной, то есть посредством всевозможных
рафинированных способов, сознание того, что он - отражение Божества.
На ранних этапах ариманическим духам не было бы никакой пользы от затемнения
посредством теорий истины для человека. Почему? Еще во время греко-латинской
эпохи, в еще в более ранних эпохах, в которых человек еще обладал
атавистическим ясновидением, образами, было совершенно все равно, как человек
думал; у него были его образы - посредством своих образов он видел в духовных
мирах. То, что Ариман внушил бы ему относительно его связи с животным, не имело
бы никакого значения для его образа жизни.
Мышление стало сильным - можно было бы сказать, сильным в своем бессилии -
лишь в нашей пятой послеатлантической эпохе, начиная с XV столетия. Лишь с
этого времени мышление стало пригодным к тому, чтобы ввести душу сознательную в
духовную область, но вместе с тем и к тому, чтобы воспрепятствовать ей войти в
духовный мир. Только теперь мы переживаем время, в котором теория, наука
сознательно похищают у человека его Божественность и опыты о Божественном. И
это возможно только в эпоху души сознательной.
Поэтому ариманические существа стремятся к распространению среди людей таких
учений, которые затемняют божественное происхождение человека.
Из указания на эти течения, противодействующие нормальному божественному
развитию человека, можно судить о том, как нужно устраивать свою жизнь, чтобы
не проспать именно то, о чем говорилось, что должно войти как откровение в
человеческое развитие. Иначе возникнет большая опасность. И человек должен
внимательно отнестись к этой опасности, иначе вместо многозначительного события,
которое должно могущественно проникнуть в будущее формирование развития Земли,
наступит то, что может стать поистине опасным для этого развития Земли.
Видите ли, определенные духовные существа достигают своего развития
посредством человека, тем, что человек развивается вместе с ними. Ангелы,
развивающие свои образы в человеческом астральном теле, развивают эти образы,
разумеется, не ради игры, но для того, чтобы чего-то достигнуть этим. Но
поскольку то, что должно быть достигнуто, должно быть достигнуто именно в
земном человечестве, то ведь вся история стала бы игрой, если бы люди,
|
|