Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Антропософия :: Рудольф Штайнер :: Рудольф Штайнер - Из летописи мира. Акаши-хроники
<<-[Весь Текст]
Страница: из 52
 <<-
 
восприятия. Тайноиспытатель должен даже строжайшим образом избегать всяких 
представлений, основывающихся на одном только размышлении, соображении, 
умозрении и т.д. Он должен идти здесь путем полнейшего отречения и совершенно 
уяснить себе, что всякое умозрение, рассудочное философствование и т.д. вредит 
истинному видению. Эти деятельности относятся еще всецело к низшей природе 
человека, и поистине высшее познание начинается лишь там, где эта природа 
поднимается до высшего существа в человеке. В этом утверждении самом по себе не 
содержится ничего против самих этих деятельностей, которые в своей области не 
только вполне правомерны, но даже единственно правомерны. Вообще нет ничего, 
что было бы низшим или высшим само по себе, но лишь по отношению к чему-либо 
другому. И то, что в одном отношении стоит высоко, может по какому-нибудь 
другому направлению стоять очень низко.
 Но то, что должно познаваться через видение, не может быть познано через 
простое размышление или через великолепнейшие соображения рассудка. Как бы ни 
был человек "умен" в обычном смысле слова, этот "ум" нисколько не поможет ему в 
познании сверхчувственных истин. Даже напротив, он должен совершенно отказаться 
от него и отдаться единственно высшему видению. Тогда он будет воспринимать 
вещи просто, без помощи своего "умного" размышления, как он без всякого 
размышления воспринимает в поле цветы. Никакое размышление о том, как выглядит 
луг, здесь ему не поможет; здесь бессильно всякое остроумие. Это относится и к 
видению в высших мирах.
 То, что может быть таким образом пророчески высказано о будущности человека, 
служит основой для всех идеалов, имеющих действительно практическое значение. 
Чтобы иметь ценность, идеалы должны быть столь же глубоко обоснованы в духовном 
мире, как законы природы в мире просто природном. Законами развития должны быть 
такие истинные идеалы. Иначе они исходят из не имеющей никакой цены 
мечтательности и фантазии, и никогда не смогут найти осуществление. Все великие 
идеалы мировой истории возникли в самом широком смысле из видящего познания. 
Ибо в конце концов все эти великие идеалы исходят от великих тайноиспытателей 
или посвященных, а прочие, младшие сотрудники в строении человечества, 
руководятся сознательно или - в большинстве случаев - бессознательно указаниями,
 полученными от тайноиспытателей. Все бессознательное берет свое происхождение 
в конце концов все же в чем-либо сознательном. Каменщик, работающий над 
постройкою дома, "бессознательно" сообразуется с вещами, вполне осознанными для 
других, которые определили место постройки дома, стиль, в котором он должен 
быть воздвигнут, и т.д. Но также и в самом этом определении места и стиля 
заложено нечто, остающееся неосознанным для самих определителей, но сознаваемое 
или сознававшееся другими. Художник, например, знает, почему данный стиль 
требует в одном случае прямой, а в другом - изогнутой линии и т.д. Тот же, кто 
применяет этот стиль к постройке своего дома, может быть, и не сознает этого 
"почему".
 Так бывает и с великими событиями мирового и человеческого развития. За людьми,
 работающими в определенной области, стоят более высокие и сознательные 
работники, и так развертывается вверх и вниз лестница ступеней сознания.
 За заурядными людьми стоят изобретатели, художники, исследователи и т.д. За 
ними стоят тайноведческие посвященные, а за этими - сверхчеловеческие существа. 
Только это сделает для нас понятным развитие мира и человечества, если мы 
уясним себе, что обычное человеческое сознание есть лишь одна из форм сознания, 
и что существуют формы, которые выше и глубже. Но и здесь нельзя применять 
неверно эти выражения "выше" и "глубже". Они имеют значение только для той 
точки зрения, на которой стоит сейчас человек. Дело обстоит с ними совершенно 
так же, как с "правыми" и "левыми". Когда человек где-либо стоит, то одни вещи 
находятся "справа", другие "слева". Если он сам перейдет немного "направо", то 
вещи, бывшие раньше справа, станут для него теперь слева. Так бывает 
действительно и со ступенями сознания, которые лежат "выше" или "глубже" 
обычного человеческого сознания. Когда человек сам развивается выше, то 
меняются и его отношения к другим ступеням сознания. Но эти изменения связаны 
именно с его развитием. И поэтому важно указать здесь в качестве примера на 
подобные иные ступени сознания.
 Такие примеры являет нам прежде всего пчелиный улей или то удивительное 
государственное устройство, которое разыгрывается в муравейнике. Совместная 
работа различного рода особей насекомых (самок, самцов, работников) происходит 
совершенно закономерно. И распределение отправлений на отдельные категории 
может быть означено лишь как проявление совершенной мудрости. То, что 
происходит там, является результатом некоторого сознания совершенно так же, как 
учреждения человека в физическом мире (техника, искусство, государство и т.д.) 
суть результаты его сознания. Но только это сознание, лежащее в основе 
пчелиного улья или муравейника, нельзя найти в том же физическом мире, в 
котором находится обычное человеческое сознание. Чтобы обозначить положение 
вещей, можно выразиться приблизительно следующим образом. Человека мы находим в 
физическом мире. И его физические органы, все его строение устроены так, что мы 
должны и его сознание искать прежде всего в этом физическом мире. Иначе в 
пчелином улье или муравейнике. В применении к ним было бы совершенно ошибочном 
в поисках того сознания, о котором здесь идет речь, останавливаться на 
физическом мире в том же смысле, как у человека. Нет, здесь мы должны, напротив,
 сказать себе: чтобы найти существо, устраивающее пчелиный улей или муравейник, 
мы не можем остановиться на том мире, в котором живут по физическому телу 
своему пчелы или муравьи. "Сознающего духа" нужно тотчас же искать в другом 
мире. Этого сознающего духа, который у человека живет в физическом мире, для 
названных животных колоний нужно искать в мире сверхчувственном. Если бы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 52
 <<-