|
множество вещей, которых он раньше боялся, перестанут внушать опасения. Он
усвоит совершенно новый взгляд на жизнь. Прежде он, может быть, робко приступал
к тому или иному делу. Он говорил себе; о, у меня не хватит сил сделать это так,
как я бы хотел. Теперь ему больше не приходит эта мысль, но приходит
совершенно иная. А именно, отныне он говорит себе: я соберу всю мою силу, чтобы
исполнить мое дело самым лучшим образом, как я только могу. И он подавляет ту
мысль, которая может сделать его нерешительным. Ибо он знает, что именно
нерешительность может повлечь за собой худшее исполнение его дела, и во всяком
случае эта нерешительность отнюдь не поможет ему сделать лучше то, что ему
предстоит сделать. И таким образом в жизнепонимание ученика проникают одна за
другой мысли, которые действуют плодотворно и благоприятно на его жизнь. Они
заступают место тех, которые действовали на него задерживающим и ослабляющим
образом. Твердым и уверенным ходом начинает он вести свой жизненный корабль
посреди волн жизни, между тем как прежде эти волны швыряли его из стороны в
сторону.
Этот покой и эта уверенность оказывают в свою очередь, действие и на все
существо человека. Благодаря им растет и внутренний человек. А вместе с ним
растут те внутренние способности, которые приводят к высшим познаниям. Ибо
благодаря своим, сделанным в этом направлении успехам, ученик постепенно
достигает того, что он сам начинает определять, как должны влиять на него
впечатления внешнего мира. Он слышит, например, какое-нибудь слово, который
другой хочет оскорбить его или раздражить. До своего ученичества он бы и
оскорбился и раздражился. Теперь же, вступив на путь ученичества, он в силах
отнять у слова его оскорбляющее или раздражающее жало, прежде, чем оно найдет
путь внутрь его. Или вот другой пример. Человек легко теряет терпение. Он
вступает на путь ученичества. В минуты своего покоя он так сильно проникается
чувством бесцельности всякого нетерпения, что с тех пор при каждом переживаемом
им нетерпении в нем тотчас же возникает это чувство. Готовое уже вспыхнуть
нетерпение исчезает, и время, которое иначе было бы потеряно на представления
вызываемые нетерпением, теперь может быть наполнено каким-нибудь полезным
наблюдением, сделанным во время ожидания.
Теперь нужно представить себе все значение сказанного. Вспомним, что "высший
человек" в человеке находится в непрестанном развитии. Но только описанные
покой и уверенность дают ему возможность закономерного развития. Волны внешней
жизни со всех сторон теснят внутреннего человека, если не сам человек владеет
этой жизнью, а она владеет им. Такой человек подобен растению, которое
принуждено развиваться в расщелине скалы. Оно чахнет до тех пор, пока ему не
создадут простора. Но внутреннему человеку никакие внешние силы не могут
создать простора. Это может сделать только внутренний покой, вызываемый им в
своей душе. Внешние обстоятельства могут изменить только его внешнее жизненное
положение; пробудить в нем духовного человека они не смогут никогда. - В самом
себе должен ученик породить нового, высшего человека.
Этот "высший человек" становится тогда "внутренним повелителем", который
уверенной рукой направляет обстоятельства внешнего человека. Пока одерживает
вверх и руководит внешний человек, этот "внутренний" остается его рабом и не
может поэтому развернуть своих сил. Если не от меня самого, а от чего-либо
другого зависит, раздражаюсь ли я или нет, то я не господин сам себе, или -
лучше сказать - я еще не нашел "повелителя во мне". Я должен развить в себе
способность допускать до себя впечатления внешнего мира только мной самим
определяемым образом; только тогда могу я стать учеником на пути тайноведения.
- И только в той мере, в какой ученик серьезно ищет этой силы, может он прийти
к цели. Дело не в том, как далеко успеет он уйти за какое-нибудь определенное
время, но только в том, чтобы он серьезно искал. Бывало, что иные годами
напрягали свои силы, не видя в себе заметного успеха; Но из тех, которые не
отчаивались, оставались непоколебимыми, многие потом совсем внезапно достигали
"внутренней победы".
Конечно, во многих жизненных положениях необходима большая сила, дабы создать
в себе мгновения внутреннего покоя. Но чем больше требуется сила, тем
значительнее и достижение. В ученичестве все зависит от того, чтобы со всей
энергией, с внутренней правдивостью и полной искренностью мочь стоять перед
самим собой, со всеми действиями и поступками, как совершенно посторонний
человек.
Но этим рождением своего собственного высшего человека характеризуется только
одна сторона внутренней деятельности ученика. К нему должно присоединиться еще
нечто другое. Если даже человек и стоит перед самим собой как посторонний, он
все же рассматривает самого себя; он смотрит на переживания и действия, с
которыми он сросся благодаря особому жизненному положению. Он должен
переступить эти пределы. Он должен подняться до чисто человеческого, не
имеющего ничего общего с его особым положением. Он должен перейти к
рассмотрению таких вещей, которые все же продолжали бы касаться его, как
человека, хотя бы он находился в совсем других условиях и в совсем другом
жизненном положении. Благодаря этому в нем оживает нечто, возвышающееся над
личным. Он направляет взор на более высокие миры, чем те, с которыми связывает
его повседневность. И вместе с тем человек начинает чувствовать и переживать,
что он сам принадлежит к этим высшим мирам. Это миры, о которых его чувство,
его повседневные занятия ничего не могут сказать ему. Так впервые переносит он
центр своего существа внутрь себя. Он прислушивается внутри себя к голосам,
говорящим к нему в мгновения покоя; он вступает внутри себя в общение с
духовным миром. Он отрешен от повседневности. Шум этой повседневности умолк для
него. Вокруг него стало тихо. Он отстраняет от себя все окружающее; он
|
|