Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Антропософия :: Рудольф Штайнер :: Рудольф Штайнер. Истина и наука
<<-[Весь Текст]
Страница: из 23
 <<-
 
границы.
     Но теория познания  может быть только критической наукой;  ее  объектом
является  в  высшей   степени  субъективная  деятельность  человека,  именно
познание, и то, что она хочет доказать, это - закономерность познания. Таким
образом, из  этой  науки должна быть исключена всякая  наивность. Она должна
видеть свою силу как  раз  в том, что она совершает  то,  относительно  чего
многие обращенные  к практическому умы хвалятся,  что они  никогда  этого не
делали, именно "мышление о мышлении".


     4 Исходные точки теории познания
     В  начале теоретико-познавательных исследований, после  всего,  что  мы
видели, следует отвергнуть все то, что входит уже  само в  область познания.
Познание есть нечто,  произведенное  человеком, нечто,  возникшее  через его
деятельность. Для того, чтобы теория  познания действительно простиралась на
всю область познания, бросая на нее свет, она должна взять за исходную точку
нечто  такое,  что  осталось совершенно не  затронутым  этой  деятельностью,
отчего  эта  деятельность скорее сама  только  получает первый толчок. То, с
чего нужно  начинать,  лежит  вне  познания,  оно  само  еще  не может  быть
познанием. Но мы должны его искать непосредственно перед  познанием, так что
уже следующий шаг, который, исходя из него, предпринимает  человек, является
уже познавательной деятельностью. Способ же, которым должно быть определяемо
это  абсолютно первое, должен быть таким,  чтобы  в это абсолютно  первое не
включалось ничего такого, что происходит из познания.
     Между тем  такое начало  может  быть  сделано только  с непосредственно
данным образом  мира,  т.е. тем образом мира,  который  предлежит  человеку,
прежде чем он подверг его  как  бы то ни было процессу познания, стало быть,
прежде чем  он совершил  хотя бы  малейшее высказывание  о  нем,  предпринял
малейшее мысленное определение  его. То, что тогда проходит  мимо нас и мимо
чего мы проходим  - это лишенный всякой связи  и все-таки не разделенный  на
индивидуальные частности образ мира31,  в котором ничто не  отделено друг от
друга, ничто не обусловлено друг другом и ничто не определяется друг другом,
это - непосредственно данное. На этой ступени существования - если мы вправе
употребить  это  выражение  -  ни один предмет,  никакое событие не является
важнее,  значительнее  другого.  Рудиментарный орган животного, не  имеющий,
может  быть,  на  более  поздней,  уже  освещенной  познанием  ступени бытия
никакого  значения  для его развития и  жизни,  является с тем же правом  на
внимание, как и самая благородная и  необходимая часть организма.  До всякой
познавательной деятельности в образе  мира ничто не является как субстанция,
ничто как  акциденция,  ничто  как  причина или действие;  противоположности
материи  и  духа, тела  и  души  еще не  созданы. Но и  от  всякого  другого
предиката должны  мы воздержаться для  стоящего на этой ступени образа мира.
Этот образ мира не может быть понимаем  ни как субъективный или объективный,
ни как  случайный  или  необходимый;  есть ли это  вещь  в  себе или простое
представление, этого нельзя решить на этой ступени.  Так как мы уже  видели,
что познания физики и физиологии, соблазняющие нас на подведение данного под
одну  из  указанных  категорий,  не  могут  быть поставлены во  главе теории
познания.

     31  Отделение  индивидуальных частностей из  совершенно слитно  данного
образа мира есть уже акт мыслительной деятельности.

     Если  бы внезапно из  ничего  было создано  существо с вполне  развитым
человеческим  интеллектом  и встало  перед  миром,  то  первое  впечатление,
которое  этот последний оказал бы на  его чувства  и его мышление,  было  бы
приблизительно  тем,  что мы  назвали непосредственно  данным  образом мира.
Человеку,  конечно,  этот  образ  мира ни  в одно  мгновение  его  жизни  не
представляется в этом виде; в его развитии нигде не существует границы между
чистым, пассивным обращением вовне к  непосредственно данному и мыслительным
его познанием. Это обстоятельство  могло  бы  вызвать некоторое  сомнение  к
нашему  установлению  начала  теории  познания.  Эд.  ф. Гартман,  например,
говорит: "Мы не  спрашиваем, каково  содержание сознания у  просыпающегося к
сознанию ребенка или у  стоящего на низшей  ступени живых существ животного,
так как философствующий человек не  имеет об  этом никакого опыта  и выводы,
при  помощи которых  он  пытается реконструировать это  содержание  сознания
примитивных  биоэнергетических или онтогенетических  ступеней, должны всегда
основываться опять-таки на его личном опыте. Мы, таким образом, прежде всего
должны  установить,  что  представляет собой содержание сознания,  найденное
философствующим  человеком  при  начале философской рефлексии"32.  Но против
этого  можно  возразить, что тот  образ мира,  который  мы  имеем  в  начале
философской  рефлексии,  уже  несет  в  себе  предикаты, добытые посредством
познания. Эти предикаты не  должны быть  приняты без критики, но должны быть
тщательно  выделены  из образа  мира,  для того, чтобы  он явился совершенно
чистым от  всего  присоединенного  через  процесс познавания. Граница  между
данным и познанным  вообще не совпадает ни  с каким  моментом  человеческого
развития,  но ее  нужно  провести искусственно. Это можно сделать  на каждой
ступени развития, если  мы только правильно  проведем  разрез между тем, что
является нам без мысленного определения  до познания, и  тем, что еще только
создается из него через это последнее.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 23
 <<-