Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Антропософия :: Рудольф Штайнер :: Рудольф Штайнер. Истина и наука
<<-[Весь Текст]
Страница: из 23
 <<-
 
непосредственно  дана  в  человеческом  сознании,  поскольку  оно   отдается
познавательной деятельности. "Я" как центру34 сознания, непосредственно даны
внешнее  и  внутреннее  восприятие  и  его  собственное  существование,  "Я"
чувствует  стремление находить  в  этом данном  больше,  чем  то,  что  дано
непосредственно.  Навстречу  данному  миру  возникает  у  него  второй,  мир
мышления, и "я" соединяет оба мира  тем, что осуществляет свободным решением
то,  что мы  установили, как идею  познания. В этом  лежит основное различие
между тем  родом,  как в самом  объекте  человеческого  сознания  понятие  и
непосредственно данное оказываются соединенными  в цельную действительность,
и тем, который имеет значение по отношению к остальному содержанию мира.

     34Едва  ли нужно говорить, что мы с обозначением "центр"вовсе  не хотим
соединять какого-нибудь  теоретического взгляда  на природу сознания, но  мы
употребляем его только,  как стилистическое сокращение для  общей физиономии
сознания.

     При всякой  другой части  образа мира мы должны представлять себе,  что
соединение  есть первоначальное, изначала  необходимое, и что только вначале
познавания наступает для познания искусственное разделение, которое, однако,
в конце концов, через познание снова  устраняется, сообразно первоначальному
существу  объективного.  Для  человеческого  сознания   это   иначе.   Здесь
соединение имеется  налицо только  тогда, когда оно совершается сознанием  в
действительной деятельности. При каждом  другом  объекте разделение не имеет
никакого значения для объекта, а  только для познания. Соединение здесь есть
первое,  разделение  -  производное.  Познание совершает  разделение  только
потому, что оно  по-своему не может овладеть  соединением, если  оно не было
перед  тем  разъединено.  Понятие  же  и  данная  действительность  сознания
первоначально разъединены; соединение  есть производное, и поэтому  познание
таково, как мы описали это выше. Так как в сознании идея и данное необходимо
выступают   раздельно,  то  поэтому   вся   действительность  для   сознания
расщепляется  на эти две части, и  так как сознание только путем собственной
деятельности может осуществить соединение обоих  указанных элементов, то оно
достигает полной действительности только через осуществление акта  познания.
Остальные категории (идеи) были бы  также и тогда по необходимости связаны с
соответствующими формами данного, если бы они не были восприняты в познании;
идея познания может быть соединена с соответствующим ей данным  только через
деятельность  сознания.  Действительное  сознание  существует только  тогда,
когда оно само  себя  осуществляет. Мы  думаем, что всем  этим мы достаточно
подготовлены для того, чтобы обнаружить основную ошибку Науко-учения Фихте и
в то же время дать  ключ  к  его пониманию. Фихте - это тот философ, который
среди  преемников  Канта живее  всех чувствовал,  что  обоснование всех паук
может состоять лишь в теории  сознания; но он никогда  не дошел до познания,
почему это так. Он ощущал, что то,  что мы  обозначаем как второй шаг теории
познания и чему мы даем форму постулата, должно действительно быть выполнено
нашим  "я". Мы видим  это,  например,  из следующих  его  слов: "Наукоучение
возникает, таким образом, поскольку оно должно  быть систематической наукой,
совершенно так же,  как  все  возможные  науки,  поскольку они  должны  быть
систематичны,   через   определение   свободы,   которая    здесь   особенно
предназначена вообще поднять до сознания род действия интеллекта.  Через эту
свободную деятельность  нечто,  что  уже само  по  себе  есть  форма, именно
необходимая  деятельность  интеллекта, принимается, как содержание,  в новую
форму знания или сознания"35. Что  надо  понимать  здесь под родом  действия
интеллекта,  если  то, что смутно  чувствуется, высказать в  ясных понятиях?
Ничто другое, как совершающееся в сознании осуществление идеи познания. Если
бы  Фихте  вполне  ясно  сознавал это, он  формулировал  бы  вышеприведенное
положение  просто  так:   "Наукоучение  имеет  задачей  поднимать  познание,
поскольку  оно  есть  еще бессознательная  деятельность  я  ,  до  сознания.
Наукоучение  должно  показывать,  что  в  "я"  выполняется  как  необходимая
деятельность объективация идеи познания."
     Фихте хочет определить деятельность "я". Он находит, что "то, чье бытие
состоит  только в том,  что  оно  полагает себя  как  сущее,  есть "я",  как
абсолютный субъект"36. Это полагание  "я"  есть для Фихте первое безусловное
действие, которое "лежит  в основе всего остального  сознания"37. "Я" может,
таким  образом, в смысле  Фихте, начать всю  свою  деятельность также только
через  абсолютное решение.  Но  для Фихте невозможно помочь своим  "я"  этой
абсолютно  положенной деятельности,  дойти  до  какого-либо  содержания  его
делания.  Так  как у  Фихте  нет  ничего, на что  должна бы направиться  эта
деятельность, на основании  чего  она  должна  бы  себя определить.  Его "я"
должно совершить  действие; но что  должно  оно сделать?  Так  как  Фихте не
установил понятия познания,  которое должно осуществлять "я", то он напрасно
старался  найти  какой-нибудь  переход  от  своего  абсолютного  действия  к
дальнейшим определениям "я". Он даже объявляет, в конце концов, по отношению
к такому переходу, что исследование об этом лежит за пределами теории. Он не
исходит в своей дедукции представления ни из абсолютной деятельности "я", ни
из таковой же "не я", но  исходит из одной  определенности, которая  в то же
время   есть  акт  определения,  потому   что  в  сознании  ничего   другого
непосредственно не содержится и не может содержаться. Что  определяет в свою
очередь это определение - это остается в теории  совершенно неразрешенным, и
эта  неопределенность увлекает нас  за  пределы  теории в практическую часть
Наукоучения38. Но этим объяснением Фихте уничтожает вообще всякое  познание,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 23
 <<-