|
позже, - но всеже в атлантическую эпоху он стоял настолько далеко, что оживлял
воздушную оболочку, как некая мягкая, так сказать, парящая масса. Костяк
развивается весьма постепенно. С середины Атлантиды человек ушел настолько
далеко, что его вид былприблизительно похож на наш современный облик, но в
Атлантиде человек обладал ясновидящим сознанием; наше современное сознание
онразвил только в последнее время; и если мы хотим понять человекатой эпохи, то
мы должны себе представить ясновидящее сознание тоговремени. Мы лучше всего
поймем это путем сравнения с современнымсознанием.
Теперь человек воспринимает мир чувственно, он воспринимает внешние предметы.
Ночью же эти внешние предметы погружаются для человека в море бессознательного.
Конечно, для оккультиста не существует бессознательности, мы еще придем к этому.
Теперь же мы должны себе уяснить, что современный человек обладает двойным
сознанием: яснымдневным и сонным сознанием.
В первые времена Атлантиды было не так. Рассмотрим же смену бодрствования и
сна в эти первые времена. Тогда человек также в определенноевремя погружался в
свое физическое тело, но он не воспринимал, как теперь, предметы в резких
контурах. Представим себе, что мыв густом зимнем тумане и видим фонари как бы
окруженные световой аурой. Это даст вам приблизительное представление о
предметном сознании атлантов. Для человека той эпохи все было окутано таким
туманом, все находилось как бы в таком тумане. Так было днем. Но ночьютакже
было иначе, чем теперь. Когда атлант выходил из своего тела, то он не
погружался в бессознательность, но находилсямиребожественно-духовных сущностей,
Я-сущностей. Как верно то, что теперь ночью человек не видит этой сущности,
также верно и то, что тогдаон погружался в море духовности, где действительно
он воспринимал божественные сущности. Днем он был товарищем низшего царства,
ночью он был товарищем высших сущностей. Итак, человек еще неимел самосознания,
жил в духовном сознании, жил среди божественно-духовных сущностей. Проследим
четыре эпохи нашего земного развития. Сначала мы имеем эпоху, когда Солнце и
Луна еще были связаны с Землей. Представим себе эту эпоху. Мы должны себе
сказать: сущности этой Земли суть чистые идеальные сущности, и человек
существует лишь как эфирное тело, видимое лишь духовным очам. Затем мы
переходим ко второй эпохе и видим Солнце, как отдельное тело, Луна же и
Землякак мир зла. Затем мы приходим к третьей эпохе - Луна отделяется от Земли,
и на Земле действуют силы тройственности. Затем наступает четвертая эпоха -
человек находится в физическом мире, который является ему в тумане. Во сне же
он товарищ божественных сущностей. Эта эпоха, которая закончилась водной
катастрофой, была Атлантида.
Сделав шаг вперед, мы перейдем к человеку, каков он теперь. Как сказано, он
развился в течение многих тысячелетий; впервые мы видим его в культурную эпоху
послеатлантического времени. Что же утерял человек? Он утерял нечто, что мы
сможем себе представить, если будем иметь в виду описание Атлантиды.
Попытаемся себе представить состояние сна атланта. В это времячеловек был
товарищем духовного, богов, он поистине воспринимал мирдуховного. После
катастрофы человек утерял это. Ночная тьма распространилась вокруг него. Но это
дало возможность просветления дневного сознания и развития Я. Всего этого
достиг человек, но старые боги исчезли для него, они стали только воспоминанием,
ивсе пережитое душой в первую эпоху после Атлантиды было только воспоминанием.
Мы знаем, что души остались теми же, что они перевоплощались; как в древние
времена уже были наши души, обитая в телах, такжебыли эти души и при отделении
Луны и Солнца, и в то давно прошедшеевремя человек уже был в эфирной пыли. И
все пять культурных эпохпослеатлантического периода в своем миросозерцании, в
своих религиях есть ничто иное, как воспоминание о прошлых эпохах Земли.
Первая индийская культура дала религию, которая является внутренним отблеском,
внутренним повторением в представленияхи чувствах той первой эпохи, когда
Солнце и Луна были связаны с Землей, когда высокие существа Солнца еще обитали
на Земле. Мы должныподумать о том, какое высокое представление было разбужено
этим. И Духа, связанного в первом состоянии Земли со всеми Ангелами и
Архангелами, со всеми высокими духовными сущностями, духа, связанного с
пра-туманом, индийское сознание понимало как руководство высокой
индивидуальности, как имя Брамы. Первая культура в духе повторялто, что
произошло; она есть ничто иное, как повторение первой земной эпохи во
внутреннем восприятии.
Рассмотрим вторую культуру. В религиозном сознании персидскойкультуры мы имеем
принцип света и тьмы. Святые посвященные виделидвух сущностей, стоящих друг
против друга. Одну из них они отождествляли с Солнцем, другую с Луной.
Аура-Маздао-световая аура, Ормузд- это сущность, которой персы поклонялись, как
высшему Богу; Ариманже - злой дух, представитель всех сущностей, владевших
Землей + Луна; религия персов является воспоминанием о втором земном периоде.
В третьей культуре человек должен был себе сказать: во мне сила Солнца и Луны
выявились как отец и мать.
Единство древности - мировоззрение индусов.
Двойственность после отделения Солнца - религия персов. Тройственность после
отделения Солнца и Луны - религиозные представления египтян.
Тройственность является во всех религиозных представлениях третьей культуры и
Египет передал ее в Изиде, Озирисе и Горусе.
В четвертой эпохе человек был товарищем богов, воспоминание обэтом появляется
в Греции. БогиГреции есть ничто иное, как воспоминание о Богах, чьим товарищем
человек был во время Атлантиды. В Атлантиде человек поистине видел богов, это
не фантазия. Как теперьчеловек видит внешние предметы, так некогда человек
видел Зевса, Афину и т. д. Как египетское время есть воспоминание о
|
|