|
изыскателей, а прочим можем рекомендовать чтение "Черного Дракона" или другой
какой-либо заклинательной книги, гораздо более интересной, чем наше ученое
исследование Развитие интеллектуального существа
Имея большие руки с толстыми пальцами и обладая наклонностью к труду, но не
особенно быстрым соображением, стремитесь ли вы развить свой ум и предоставить
мозгу более обширное поле деятельности?
Положитесь на свою прекрасную память, и я вам обещаю блестящую карьеру, хотя
не с особенно быстрым успехом. Однако вы должны помнить, что нужно уметь
преодолевать свои наклонности и влечения, составляющие для вас всю суть
существования, никогда не следует предаваться гневу при малейшем противоречии,
должно исполнять в точности ту умственную гимнастику, которую я охарактеризовал,
говоря об ощущениях музыки. Прибавьте к этому как основу вашего развития
следующий режим - и в течение шести месяцев я вам обещаю первые проявления
душевного движения, представляющие признаки божественной музыки.
Пища: фрукты, молочные продукты, яйца, немного мяса, сахар.
Напитки: кофе (раз в день) в течение недели, обыкновенное питье - чистая вода,
иногда с вином.
Дыхание: медленное, с задержкой выдыхания.
Благовония: ладан (возбуждающий к молитве).
Ощущения: развитие слуха и зрения, внимательное изучение музыки, музыка
духовная, симфонические концерты, опера, новейшая музыка Вагнера.
Часы труда: натощак утром, от 7 до 11, и после обеда от 5 до 7 часов. Начало
думающее
Частица пищи, попавшая в желудок, претерпевает множество разнообразных
изменений, прежде чем сделаться составной частью организма. Аналогичным образом
и ощущение, служащее пищей психическому существу, должно пройти через множество
превращений, чтобы быть вполне ассимилированным. Ряды этих превращений можно
разделить на три главные части:
I. Восприятие энергии ощущения органами чувств и конденсация этой энергии,
предшествующая появлению идеи.
II. Выработка определенных идей.
III. Переработка идей, составляющая сущность мышления. Таким образом, органы
чувств являются по отношению к ощущениям тем же, чем пищеварительные органы -
по отношению к пище: в них происходит первое отделение усваиваемых частей от
неусваиваемых и совершается начальная переработка.
Идеи, раз образовавшись, отфильтровываются, конденсируются и хранятся в
памяти, аналогично соответственным явлениям, происходящим с хилосом в печени.
Шардель определяет память как результат воздействия сознания на
чувствительность, а явления раздвоения личности и некоторые феномены гипноза
прекрасно подтверждают это странное на первый взгляд определение.
На этом и заканчивается работа импульсивного человека, раба рефлексов,
приверженца рутины, никогда не проявляющего никакой инициативы. Но, с другой
стороны, с этого самого начинается работа мага, рассматривающего память, столь
драгоценную в глазах наших педагогов, как способность чисто пассивного
характера.
Хилус, претерпевший переработку в печени, еще далеко не прошел всего пути
своих превращений: из печени он отправляется в легкие, где, по мнению Луи
Лукаса, поддержанному современными гистологами, часть белых шариков
превращается в красные.
Подобным же образом и в психических процессах: за первой элементарной
работой восприятия и запечатления ощущений следует несравненно сложнейшая
работа их переработки и усвоения. За работой чувствующего начала следует работа
мыслящего, работа несравненно высшего порядка, на которую способен далеко не
каждый человек. "Иметь в голове идеи, - говорит Фабр д'0ливе, - значит
чувствовать, иметь же в голове мысли - это значит творить". Размышление есть
работа мысли, оно есть путь к развитию скрытых способностей человека, в числе
которых находятся экстаз и пророчество.
Специальное развитие памяти, даваемое современным воспитанием, совершенно не
нужно для развития способности размышления, и, например, пророчество гораздо
легче развивается в душе поселянина, созерцателя по природе, чем в душе педанта,
украшенного многочисленными дипломами и официальными предрассудками.
Образование есть средство, орудие - иногда опасное, если оно неполно, но
никогда не цель, разве только в глазах современного "практичного человека".
Подобно тому как различные упражнения, изложенные нами в предшествующих главах,
помогают развитию начала чувствующего, упражнение в размышлении быстро
развивает начало мыслящее, и это развитие мыслящего начала составляет одну из
главных задач мага.
Указания на средства, ведущие к этому развитию, встречаются везде и повсюду,
так, например, Гете, желая постичь одну из тайн Природы, относящуюся к
философской стороне анатомии, брал в руки череп, садился в уединенном углу сада
и погружался в созерцание, мало-помалу в его мозгу рождались идеи, соотношения,
неясные до тех пор, становились очевидными, аналогии приходили на помощь, и под
влиянием созерцания сами собой приходили на ум великие открытия вроде
существования промежуточной кости в челюстях или открытия черепных позвонков.
Эдгар По доказывает в своей "Эврике", что одно лишь созерцательное размышление
привело основателя современной Астрономии к открытию его основных законов, там
же он дает и много ценных указаний для практики размышления, в конце он
утверждает, что истина всегда выясняется при созерцании Природы человеком,
умеющим достаточно сосредоточиться, чтобы понять простой и вечный язык, которым
говорит творческая сила. Разве "демон" Сократа не служил ему лучшим
|
|