|
сознание которого (по крайней мере на протяжении земной жизни человека,
являющегося его обладателем) опирается и целиком определяется Разумом, который
мы условились именовать Человеческой Душой (в то время как "Духовная Душа"
является проводником Духа). В свою очередь, личная или человеческая душа в
своем высшем аспекте состоит из духовного устремления, воли и божественной
любви; в своем низшем аспекте - из животных желаний и земных страстей,
воспринятых ею от своего носителя, являющегося вместилищем всех этих желаний и
страстей. Таким образом, она выполняет роль своего рода посредника между
животной природой человека (которую стремится подчинить своему влиянию ее
высший разум) и его божественной духовной природой, к которой она приближается
всякий раз, когда ей удается одержать верх над животным внутри человека.
Последнее есть инстинктивная "животная Душа", являющаяся рассадником тех
страстей, которые, как мы только что говорили, многие предпочитают усмирять,
вместо того чтобы полностью искоренять; а некоторые недалекие энтузиасты
стремятся запереть их внутри самих себя. Неужели они и впрямь надеются
превратить таким образом мутный поток животных нечистот в родниковые воды
жизни? Но где же, скажите на милость, найти такое нейтральное место в человеке,
чтобы запертые в нем страсти, не оказывали бы на последнего никакого влияния!
Бурные страсти любви и вожделения живы по-прежнему и им все так же позволено
пребывать в месте своего рождения - все в той же животной душе, ибо как в
высший, так и в низший аспекты "Человеческой Души" или Разума путь им закрыт.
Но все же подобная близость не может не сказываться отрицательно на
"Человеческой Душе". "Высшее Я" или Дух не может ассимилировать подобные эмоции,
как не может вода растворить в себе масло или расплавленный жир. Таким образом,
от их воздействия страдает только разум (единственный посредник между земным
человеком и его Высшим Я); по этой причине разум постоянно пребывает в
опасности быть увлеченным вниз этими страстями (способными пробудиться в любой
момент) и быть поглощенным бездной материи. Да и как же сможет этот разум
настроить себя на восприятие божественной гармонии высочайшего Принципа, если
гармонию эту разрушает уже само присутствие в пока еще не доведенном до
совершенства Святилище этих животных страстей? Как же гармония сможет
восторжествовать, если душа постоянно сбивается с пути шквалом страстей и
земных желаний, вызываемых земными чувствами, или даже самим "Астральным
человеком".
Ибо этот "Астрал" - "двойник-тень" (свойственный как животной, так и
человеческой природе) никак не связан с божественным Эго, он спутник только
земного тела. Он выполняет функцию посредника между личным "я", низшим
сознанием Манаса и Телом; это носитель преходящей, а не вечной жизни. Подобно
тени, отбрасываемой человеческим телом, он повторяет каждое его внешнее и
внутреннее движение - рабски и автоматически, и потому, тяготея к материи,
никогда не восходит к Духу. И только когда страсти будут совершенно истреблены,
когда они будут сломлены и уничтожены непреклонной волей; когда не только все
желания и вожделения плоти будут преодолены, но и ощущение своего личного,
низшего "я" будет полностью подавлено и влияние "астрала" будет сведено к нулю
- только тогда сможет установиться Единство с Высшим Я. Только когда "астрал"
будет являть собой все еще живую, но уже ничего не желающую низшую личность,
побежденную человеком, тогда сияющий Авгоэйдэс, божественное Я, сможет
вибрировать осознанно и в полной гармонии с обоими полюсами человеческого
Существа - и в очистившемся, наконец-то, материальном человеке, и в вечно
чистой Духовной Душе - и сможет, наконец, предстать перед своим ВСЕВЕДУЩИМ Я,
Христом гностиков-мистов, соединиться, слиться и полностью раствориться с Ним^7.
Так как же можно тешить себя надеждой, что он сумеет пройти через "узкие врата"
Оккультизма, если его каждодневные и ежечасные мысли привязаны к мирским
проблемам, поглощены жаждой собственности и власти, находятся в плену у похоти,
тщеславия и обязанностей (какими бы достойными последние ни были, они все же
остаются земными из земных)? Даже любовь к жене и своей семье - наичистейшая и
бескорыстнейшая среди всех человеческих привязанностей - является препятствием
на пути к подлинному Оккультизму. Ведь если мы возьмем в качестве примера
священную любовь матери к своему ребенку, или любовь мужа к жене, даже в этих
чувствах, честно и скрупулезно проанализировав и проследив их до самых истоков,
даже в них мы обнаружим себялюбие, в первом случае, и egoisme а deux, во втором.
Какая мать не пожертвует без малейшего колебания сотнями и тысячами жизней
ради жизни своего собственного ребенка? И какой влюбленный или любящий муж
остановится перед тем, чтобы разрушить счастье другого мужчины, или другой
женщины, чтобы удовлетворить желание его возлюбленной? Нам скажут: да это же
вполне естественно! Да, конечно, если следовать законам человеческих
привязанностей, но это вовсе не так, с точки зрения божественной вселенской
любви. Ведь если наше сердце будет заполнено мыслями лишь об узком круге своих,
близких и дорогих нам людей, как же смогут наши души вместить в себя все
человечество? Много ли любви и заботы достанется на долю "великого сироты"? И
разве будет услышан нами "слабый шепот", если душа наша будет целиком занята
теми немногими, кто был в нее допущен? Останется ли в нашем сердце место для
нужд Человечества еп bloc", сможет ли оно найти отклик в нем? А ведь путь к
мудрости вселенского разума лежит через все Человечество, без различия расы,
цвета кожи, религии и общественного положения. Только альтруизм, не имеющий
ничего общего с эго-измом (пусть даже в самой безобидной и благородной его
форме), может помочь стремящемуся слить свое крошечное "я" со Вселенским Я.
Именно этим нуждам и этой работе должен посвятить себя истинный ученик,
стремящийся к истинному Оккультизму, если он хочет овладеть тео-софией,
|
|