|
свойство в голосе. Слово произносится, когда человек дышит, открывает рот и
язык разговаривает. Этим мать-природа соединила дух и разумение с речью,
которая возвещает и передает наши мысли тем, кто их слышит. Слова, стало быть,
есть весьма подходящий посредник между говорящим и внемлющим, которые несут на
себе понятия и свойства того, кто говорит, которые входят, благодаря
определенной энергии в тех кто слушает. Итак, слова являются тем более
эффективными, чем они более таинственно представляют самые великие вещи, а
именно: умные, небесные, сверхъестественные, наиболее достойные и самые святые.
Итак, слова являются определенными таинственными знаками, имеющими силу
сверхъестественную, небесную, как благодаря силе, которую им сообщает
добродетель того, кто их произнес.
Глава семидесятая
О СВОЙСТВАХ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН
Собственные имена очень необходимы в операциях магии, как уверяют почти все
маги, т.к. натуральная сила или свойство вещей сначала исходит от объектов к
чувствам, затем переходит от них к воображению, от воображения — к мысли,
которая познает ее и затем, выражает посредством голоса и слов. Вот почему
платоники говорят, что сила вещи сокрыта в самом голосе или слове, и имя
образуется в его коленях (артикуляциях) в форме обозначения, будучи познанной
сначала мыслью как бы в семенах и происхождении вещей, созревает затем плод
посредством голоса и слов и, наконец, формирует то, что произносят. Вот это и
заставляет магов говорить, что собственные имена вещей являются некими
излучениями, наличествующими повсюду. Они сохраняют свою силу, так же, как и
доминирующую в них сущность вещи, которая различна, и распознается посредством
соответствующих им представлений. Иисус Христос сказал: "Имена ваши написаны на
небесах". Вот почему Творец, зная влияния небесных тел и свойства каждого из
них, дал им имена в зависимости от того, чем они являются, как написаны в книге
Бытия. Господь явил все эти вещи перед Адамом, чтобы дать им имена, и Он назвал
каждую вещь, — так и образовалось имя ее. Эти имена содержат в себе чудесные
силы вещей. Любой значительный голос является, прежде всего, неким влиянием
небесной гармонии. Имя заключает в себе двойную силу, а именно: натуральную —
небесную гармонию и волевую — что идет от человека. Чем больше эти два аспекта,
тем большую силу имеет имя, особенно при произнесении его над материалом,
приготовленным для этого. Если имя будет произнесено в определенное время, в
подобающем месте, с требуемой церемонией, то данный материал станет обладать
сильным магическим воздействием.
Так Филострат рассказывает о том, как Апполоний Тианский столкнулся с
похоронами девушки, умершей в день своей свадьбы. Апполоний тщательно
расспросил ее имя, а узнав его, произнес нечто секретное и воскресил ее.
Римляне обыкновенно соблюдали обычай, когда осаждали какой-нибудь город,
спрашивать раньше всего имя города и божества, под защитой которого он
находился. Зная их, они заставляли уйти богов-покровителей этого города с
помощью некоторых стихов; и, наконец, лишив город покровителей, они становились
его владыками в их отсутствие, как говорит Вергилий: "Все боги, повелевавшие
или управлявшие этим местом, ушли и покинули свои храмы и алтари".
Если пожелают узнать, что представляла собой поэма, благодаря которой они
заставляли прийти богов, лишая их своих врагов во время осады города, то
описание этого можно найти у Тита Ливия, Макробия и Серенус Самоникус,
рассказывающих об этом в своих книгах.
Глава семьдесят первая
О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РЕЧАХ, О ПОЭМАХ И СПОСОБАХ СВЯЗЫВАТЬ
Помимо силы слов и имен есть еще большая сила, происходящая от истины в
последовательных речах, которую они вмещают. Будучи возбужденной она
укрепляется и консолидируется; подобного свойства истины нет просто в словах,
но есть в изъяснениях, в которых что-либо утверждается или отрицается; таковы
поэмы, обвораживания, проклятия, молитвы, обращения (речи), вызовы (инвокации),
заклинания, отречения, экзерцизмы и тому подобное. Чтобы составить поэмы и
обращения для привлечения свойства какой-нибудь звезды или божества, нужно
соблюдать, чтобы они соединяли в себе действие и энергию. Необходимо восхвалять,
возвышать те вещи, которые эта звезда дает, осуждая то, что она разрушает и
чему препятствует, моля ее о том, что мы хотим иметь, порицая и ненавидя то,
что мы хотим разрушить и чему хотим помешать. Таким образом идет обращение
(речь) составленное учтиво, хорошо разделенное на статьи (артикулы) с
определенными надлежащими числами в подходящих пропорциях. Кроме того, маги
хотят, чтобы вызывали и молили по имени эту звезду и божество, которым подобает
определенного рода поэма в зависимости от чарующих действий или чудес этой
звезды, идущих по путям в ее сфере, по ее свету, по благородству ее
царствования, по ее сиянию (ясности); по ее могучим свойствам. Так, у Апулея
Психея молит Цереру: "Я призываю вас, — говорит она, — и вас молю постоянно
вашей рукой плодородной, вашими обрядами, радующими жатвы, каналами тайных
водохранилищ, колесницами с драконами, рудными жилами земли Сицилии, колесницей
Похищенной и землей Замкнувшейся, и спуском блестящей свадебной процессии
Прозерпины, и следами ее светящихся изображений, и всем остальным, что
заключено в тишине Элевсинского храма афинян". Кроме того, маги хотят, чтобы мы
вызывали по именам интеллигенции (разумы), управляющие звездами, о чем
поговорим подробнее в свое время, и если об этом хотят знать больше, нужно лишь
посмотреть гимны Орфея. Нет ничего более действенного в натуральной магии,
когда этим пользуются с гармонией, со всем вниманием и подобающими церемониями,
|
|