|
сок, который называется натуральным и белым. Когда он возбужден и воспален или
разогрет и взволнован, то возбуждает исступление, ведущее к девинации, особенно,
если ему помогает какое-либо небесное влияние, более всего Сатурна, который
будучи холодным и сухим, как и меланхолический сок,повседневно влияет на него,
увеличивает его и сохраняет. Помимо того, будучи патроном тайного и уединенного
созерцания, он сообщает ей знания и предсказания вещей будущих; и именно так
понимает это Аристотель в своей книге "Проблемы": благодаря меланхолии, говорят
строки книги, случается, что люди становятся поэтами. Помимо того, он говорит,
что все, кто отличается в науках, в большинстве своем являются меланхоликами.
Демокрит писал, что некоторые люди в жизни могут быть грубыми, смутьянами,
глупцами, как например Гесиод, Тинник, Кальциньян, Гомер, Лукреций, но они в
моменты исступления создавали столь замечательные творения, что с трудом
понимали их сами. То же говорит божественный Платон о большинстве поэтов,
которые, когда их оставит исступление, не понимают того, что они написали, хотя
и очень хорошо писали во время исступления. Кроме того, говорят, что
меланхолический сок столь повелителен, что своим огнем, своей необузданностью
заставляет прийти в тела людей небесных духов. Благодаря их присутствию,
ощущению, инстинкту, или инспирации, как говорят древние, люди бывали
восхищаемы и говорили множество прекрасных вещей. Они говорят, что душу,
побуждаемую меланхолическим соком, ничто не остановит и, порвав телесные узы и
путы, она вся восхищена воображением и становится также обиталищем низших
демонов, у которых зачастую учится искусству; вот почему бывает, что совершенно
невежественный и весьма грубый человек внезапно становится умелым художником
или знаменитым архитектором, или мастером, умелым в каком-нибудь другом
искусстве. А когда этот вид духов нам предсказывает будущее, они нам то, что
касается перемен, переворотов в государстве и видоизменений погоды, наводнения,
землетрясения, смертность, голод, упадок и тому подобное. Когда душа совершенно
разумна, она становится обиталищем духов средних или воздуха и, таким образом,
она обретает науку и знание вещей естественных и человеческих, и мудрость,
приобретая таким образом качества, при которых человек становится внезапно
большим философом, умелым врачом и красноречивым оратором, предсказывает другим
людям грядущее как это делали сивиллы у римлян. Но когда душа пробуждается в
духе, становясь обителью духов высочайших или высших, он познает от них секреты
вещей божественных, а именно, закон Бога, порядок ангелов и то, что касается
вечного знания вещей спасения душ; она предвидит вещи, зависящие от
Божественного предзнаменования, например, чудеса и необычные явления, которые
должны совершиться, пророков, которые должны прийти, и изменение религии или
закона; так сивиллы предсказали пришествие Иисуса Христа много ранее того, и
даже Вергилий предсказывает его в разных местах.
Существуют также определенные предсказания, находящиеся между естественной и
сверхъестественной девинации, как это бывает у умирающих и отягощенных
старостью. Они многократно предвидели то, что должно произойти, ибо, как
говорит Платон в своей "Республике", у тех, чьи чувства менее сильны, те слышат
лучше и проникают глубже в вещи, и находятся ближе от места, куда должны уйти,
и их путы уже как бы расслабились и, не столь сильно подчиняясь телу, они
получают более легко свет божественных откровений.
Глава шестьдесят первая
О ФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКА, О ЧУВСТВАХ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ, И О ДУХЕ; О ТРЕХ
АППЕТИТАХ ДУШИ И О СТРАСТЯХ ВОЛИ
Некоторые теологи считают, что Бог не сотворил немедленно тело первого человека,
но что он использовал небо и элементы, чтобы его составить и сформировать.
Алкинус, который следовал доктрине Платона, того же мнения и считает, что Бог —
Верховный Творец всего мира, богов и демонов, посему они бессмертны, и что
меньшие боги или младшие, ведя порядок от Великого Бога, сотворили остальное и
все виды животных; ибо, если бы Он сотворил их тоже, они были бы также
бессмертны. Боги же, взяв нечто от земли, огня, воздуха и воды и, соединив эти
части вместе, сделали тело для служения душе, наделяя каждую из них своей
способностью, вплоть до самых низших и меньших, тех, которые расположены
наиболее низко, а именно, гнев — сердцу, похотливость — животу, но чувства
наиболее благородные — голове или цитадели всего тела, и, кроме того, различные
органы речи и слова. Чувства делятся на внешние и внутренние; внешние
подразделяются на пять, всем известных, которым присваивается пять органов или
исполнителей, как некие основы, расположенные таким образом, что размещенные в
наиболее высокой части тела, являются вместе с тем и самыми чистыми. Так глаза,
находящиеся в самом высоком месте, очень чисты, будучи в натуральной связи со
светом и природным огнем; затем уши, находящиеся во втором ряду по
местонахождению и чистоте, сравнимы с воздухом; затем — орган вкуса, который
наиболее груб и тяжел, и который подобен воде; наконец, в последнем ряду
осязание, распространенное повсюду, предназначенное для чувственности. Чувства
самые сильные есть те, которые воспринимают без приближения натуральных вещей,
сообщаясь с ними и получая от них сообщения и впечатления, как-то зрение и
слух; и даже обоняние воспринимает вещи в среде воздуха без приближения к ним.
Вкус не чувствует ничего, не будучи рядом; осязание имеет два качества, ибо
чувствует тела, близкие к нему, и подобно зрению, видящему вещи в воздушной
среде, осязание с помощью прута или палки чувствует вещи твердые и мягкие, и
жидкие.
Чувства внутренние, согласно Авероесу, подразделяются на четыре, из которых
первое называется общее чувство, потому что оно получает и собирает первым
ощущения и совершенствует все образы, представленные внешними чувствами; второе
|
|