|
птица, которая поедает змей, то он становится обездвиженным; птица дрофа
улетает при виде лошади; а олень убегает тотчас, как увидит гадюку, слон
испытывает страх, когда он слышит хрюканье свиньи, так же как и львы, когда они
видят петуха. Пантеры совсем не трогают того, кто натерся соком курицы,
особенно когда она сварена с крыльями внутри. Также существует антипатия между
лисами, лебедями, быками и воронами; подобно этому среди птиц существует вечная
война между воронами и совами, коршунами и вороном бикутус и пагрой (рыба).
Среди водных животных дельфины и киты, мурена и морской угорь противоположны,
говорят также, что пантеры боятся гиены так, что они могут ей сопротивляться
или поразить ее тело или кожу, или даже притронуться к ним, если взять шкуру
одной и другой, можно заставить упасть шерсть пантеры; и Гор-Апполон говорит,
если предварительно надеть на себя шкуру гиены, то можно легко проходить среди
среди вооруженных врагов, никогда не будучи раненным, и неустрашимо; также
ягненок плохо согласуется с волком, испытывая перед ним ужас, страх и убегая от
него, и говорят,что пока хвост, голова или шкура волка находятся в стойле, овцы
печалятся и совсем не едят, т.к. слишком боятся; а Плиний сообщает, что Езалом,
являющийся маленькой птичкой, на птенцов которой часто нападают лисы, разбивая
яйца воронов, берет их против лисиц, и что вороны, заметив нападение, подают им
помощь против лисиц, и что вороны друзья этой маленькой птички. Щегленок,
маленькая птичка, которая живет в терновнике, ненавидит ослов, которые едят
цветы терновника; а Эгитус очень маленькая птичка, настолько противоположна
ослу, что их кровь не может существовать вместе, и, если осел согреет яйца этой
маленькой птички, то птенцы погибнут. Существует такая антипатия между маслиной
и распутной женщиной, что говорят, если она посадит маслину то та останется
бесплодной или совершенно засыхает; лев ничего так не боится, как зажженных и
пылающих факелов, и считается, что его можно укротить только с их помощью, а
волк не боится ни железа, ни копья, но боится камня, т.к. камень причиняет ему
рану, в которой образуются черви, лошадь до того боится верблюда, что не может
смотреть на него и видеть его морду; слон в ярости успокаивается при виде овна;
уж боится обнаженного человека и преследует его, когда он оденется. Горячность
быка, находящегося в ярости, укрощают, призывая и привязывая его к смоковнице;
амбра привлекает все, за исключением травы, которая называется козье драже, и
всего того, что было натерто маслом, к которому она имеет естественное
отвращение.
Глава девятнадцатая
КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ЗНАТЬ И ИСПЫТЫВАТЬ В ВЕЩАХ СВОЙСТВА, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С
ЧЕМ-ТО ОСОБЕННЫМ БЛАГОДАРЯ ИНДИВИДУ
Кроме того, нужно разбирать свойства в определенных вещах, которые простираются
на весь вид, или по всему виду, как смелость и храбрость, или пожирание у волка,
робости у зайца и ягненка, хитрость и тонкость в устройстве козней у лисы,
льстивость собаки, скупость у вороны, гордость у лошади, гнев у тигра и кабана,
грусть и меланхолия у кошки, сладострастие у воробья, а также все остальное, т.
к. самая большая часть свойств следует видам. Есть и другие свойства в вещах от
индивидуальности; так есть люди, которые бояться кошек настолько, что не могут
на них смотреть без сильного отвращения, которое присуще им отнюдь не как
видовое человеческое свойство; а Авиценна сообщает, что в его время был человек,
от которого удалялись все, кто имели яд, а все остальные умирали, будучи
укушенными ядовитыми животными, а он оставался бесчувственным к яду. А Альберт
говорит, что он видел в Кельне девочку, которая ела пауков и очень хорошо
питалась ими. Также находится смелость в распутнице и робость в воре. Вот
почему философы говорят, что индивидуум или тело, которое никогда не были
больны, очень способствует лечению всех видов болезней; и по этим соображениям
они говорят, что лицо мертвого человека, который никогда не имел лихорадки,
помещенное на больного, лечит его от четырехдневной лихорадки. Индивидуумы
имеют еще много странных свойств, которые влиты в них небесными телами и
которые мы будем рассматривать впоследствии.
Глава двадцатая
СУЩЕСТВУЮТ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ВО ВСЕЙ СУБСТАНЦИИ ИНДИВИДА
И В КАКИХ-ЛИБО ЧАСТЯХ ИЛИ ЧЛЕНАХ ДРУГИХ
Еще следует рассмотреть то, что свойства вещей находятся в некоторых
индивидуумах во всем или во всей субстанции, или во всех частях, как в
маленькой рыбке из рода прилипал в рыбе держиладья, которая мешает ходу судов.
Рыбка делает это не какой-либо одной главной частью своего тела, но всей своей
субстанцией; также гиена во всей своей субстанции имеет такое свойство, что
собаки, приближаясь к ее тени, умолкают. Также чистотел лечит болезни глаз не
какой-либо из своих частей, но всем тем, что составляет его существо, и корнем
— не менее, чем листьями и семенами. Но есть свойства, которые существуют
только в каких-либо частях вещей, а именно, только в языке или глазах, или
каких-либо членах и частях; так в глазах василиска есть очень сильное свойство
умерщвлять людей, как только эти животные их увидят, подобное свойство
находится в глазах гиены, т.к. тотчас она взглянет на какое-либо животное, оно
не может двигаться и становится совершенно оглушенным. Подобное свойство
находится в глазах некоторых волков, которые лишают дара речи тех, на кого они
посмотрели и оглушают их, как говорит Вергилий: "Марис потерял голос потому,
что волки на него посмотрели впервые".
В Тартарии, в Иллирии и у Тарибаллов есть женщины, которые умерщвляют всех тех,
на кого они смотрят в гневе. Также женщины, населяющие Родос, посредством
своего взгляда все изменяют к худшему, вот почему их затопил Юпитер. Колдуны в
|
|