Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Магия :: Александр Тагес - ОМИКРОН (книга первая)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
для животного есть, спать и совокупляться. Казалось, этой пытке не будет конца.
     Слушай, да зачем тебе все это надо? — с искренним удивлением спросил меня 
как-то один мой приятель. — Ведь живут же люди, не забивая голову подобной 
ерундой. Тут и так забот полон рот, — жена, огород, дети, — а тебя тянет в 
какую-то метафизику. Смысл жизни… Что ты без этого смысла, на кусок хлеба не 
заработаешь? У тебя какая квартира, двухкомнатная? А хотелось бы трех или 
четырех? Вот тебе и смысл! Машину покупать надо? Ребенка в садик устроить надо? 
Ну, так давай, действуй! А надоест, будешь коллекционировать марки или 
разводить аквариумных рыбок. Какой тебе еще нужен смысл?!. 
     Возразить ему мне было нечего. Разве можно объяснить взрослому дикарю 
принципы квантовой механики? Разве можно растолковать собаке или кошке для чего 
мы используем вилку и нож, когда едим? Стоит ли объяснять пойманной вами 
лягушке, что река, в которой она живет, уже донельзя загажена стоящим на берегу 
комбинатом, что ни сегодня завтра, всякая жизнь в этой реке прекратится?..
     И поиски «смысла жизни» продолжались с новой силой. Книги, книги, книги… 
Бесконечное множество самых противоречивых мнений. Если хоть как-то 
систематизировать все то, что мне удалось прочесть, получится примерно 
следующее. Смысл жизни люди усматривают: в богатстве, в славе, в стремлении к 
власти, в наслаждении, в труде, в любви, в продлении рода (т.е. в детях), в 
служении Богу, в служении другим людям, в творчестве… Милые мои, — восклицал я, 
откладывая книгу в сторону и принимаясь возбужденно бегать по комнате, — но 
ведь все это лишь части! Богатство, слава и власть сами по себе ничего не 
значат, сами по себе они бессмысленны и нелепы! И то, и другое , и третье может 
служить лишь средством для достижения какой-либо цели. Сделавшись самоцелью, 
они заводят человека в тупик и направляют на путь духовной деградации. 
     Наслаждение, как «смысл жизни», нелепость, ибо наслаждение есть продукт 
(следствие) той или иной деятельности. Оно тем ярче и продолжительнее, чем 
более совершенной деятельностью человек занят. Труд, взятый сам по себе, не 
может стать «смыслом жизни», ибо труд есть средство для достижения определенных 
целей, но никак не сама цель. Трудятся для чего-то или ради чего-то. Любовь…
     Любовь не может стать смыслом в силу своей специфики: она всегда либо 
часть, либо бесцельность. В высшем своем проявлении любовь есть выражение 
стремления к единству с чем-либо или с кем-либо, к обретению гармонии и 
равновесия, но что мне до всего этого, если итогом будет смерть?! В низшем же 
проявлении, любовь не более чем биологический импульс, эмоция, бесполезная с 
точки зрения поиска смысла жизни. Избрать такую любовь целью может лишь человек,
 у которого чувства возобладали над разумом, а ведь целеполагание прерогатива 
именно разума. 
     Ищущий смысл жизни в детях, подобен животному, в том отношении, что именно 
у животных  высшим проявлением «духовного начала» является забота о потомстве, 
так называемый «материнский инстинкт». Продолжение рода не смысл жизни, а 
средство ее поддержания…
     И так далее, и тому подобное. Все «смыслы», которые мне предлагались, 
становились совершенно бессмысленными, как только я вспоминал о том, что рано 
или поздно умру. Что рано или поздно умрем все мы. И вдруг… Вдруг я задал себе 
такой, казалось бы, очевидный вопрос: «а с чего, собственно говоря, мы решили, 
что «Я», это только тело и что когда это тело умирает, «Я», как духовная 
сущность, прекращает всякое бытие?» Времена воинствующих материалистов канули в 
Лету, на дворе стояла новая эпоха. Эпоха плюрализма и гласности. Размышления 
потекли по новому руслу. Оказалось, для того, чтобы ответить на вопрос: «зачем 
Я живу?», первоначально необходимо дать ответ на другой, не менее 
фундаментальный вопрос: «что Я такое?».
     Я – Человек. Всё, с чем я сталкиваюсь, я рассматриваю с человеческой точки 
зрения. Всё, что окружает меня, имеет для меня лишь ту ценность, поскольку и 
как оно относится ко мне. Я – Человек Разумный. Одно из основных свойств разума 
– целенаправленность. Я осознаю себя, я осознаю то, что находится вне меня. Для 
того чтобы действовать, я должен понимать, что я делаю и для чего я это делаю. 
Я должен знать – что Я такое. Что такое то, что меня окружает, какое место я 
занимаю в данном окружении и как я с ним сопоставим.
     Выходя за границы своего собственного «Эго», я обнаруживаю множество 
других, подобных мне «Я», и узнаю, что они мучаются теми же вопросами. У 
некоторых имеются определенные ответы. Ответы разные и довольно противоречивые, 
однако, все они делятся на две условные группы: одни говорят, что Я имею 
бессмертную Душу, то есть, бесконечен во времени, другие – что никакой Души нет,
 а, следовательно, однажды возникнув из ничего, по прошествии определенного 
времени, Я вернусь в это ничто снова. Самое поразительное, что ни тот, ни 
другой из этих выводов нельзя ни доказать, ни опровергнуть на практике. По 
крайней мере, до тех пор, пока не случится событие, которое именуется Смертью! 
Перед нами имеются две противоположные теории, равноценные с точки зрения их 
истинности!!!  Это классическая антиномия, разрешение которой возможно только с 
приходом смерти.
     До сих пор не могу понять, как можно быть материалистом и видеть в жизни 
какой-то смысл. Еще труднее понять, что же заставляет людей из двух равноценных 
 (подчеркиваю это слово, - равноценных!) предположений избрать то, которое 
объявляет всех нас и всё то, что мы делаем, бессмысленным движением из ниоткуда 
в никуда. Давайте немного порассуждаем. Итак, перед нами две равноценные, с 
точки зрения истинности, гипотезы. Обе, на данном этапе человеческого развития, 
недоказуемы, но для того, чтобы жить и действовать сообразно своей природе, (т.
е. природе разумного существа), необходимо принять за «истину» какое-либо одно 
из данных предположений. Что у нас получается:
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-