|
Курт Зелигманн.
История магии и оккультизма.
Пер. с англ. А. Блейз.
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Я не хочу реализма, - восклицает Бланш Дюбуа в пьесе Теннесси Уильямса
"Трамвай "Желание". - Я хочу магию". Курт Зелигманн в своем авторитетном
исследовании "История магии и оккультизма" блестяще дает понять, что она не
одинока в этом желании. С древнейших времен люди пытались овладеть
таинственным и необъяснимым искусством магии, надеясь с ее помощью обрести
власть над миром и над самими собой - и постичь мир и самих себя.
Во всех века и в рамках всех культурных традиций, верований и религий магия
порождалась общей неопределенностью человеческого существования. Она
представляет собой одну из самых первичных и непосредственных реакций
человечества на устрашающую и непостижимую реальность. "История магии и
оккультизма", этот ученый, но невероятно увлекательный труд, прослеживает ход
борьбы всей западной цивилизации - от Древней Месопотамии до "просвещенного"
восемнадцатого столетия, заложившего основы современной культуры, - с
осаждавшими ее бесчисленными демонами.
Курт Зелигманн был выдающимся деятелем искусства, библиофилом и ученым.
"История магии и оккультизма" впервые вышла в свет в 1948 году под названием
"Зеркало магии: История магии в Западном мире". Это богато иллюстрированное и
доступное широкой аудитории сочинение, которое вошло в число классических
трудов, посвященных данной теме, вскрывает многочисленные причины, по которым
магия обладает для нас неотразимой притягательностью. Перед нами вновь
проходят вереницей таинственные и чудесные легенды и поверья, некогда
заставлявшие людей замирать в благоговении - и до сих пор не утратившие своего
очарования.
Продолжая традицию таких видных исследователей, как Адольф фон Гарнак, сэр
Джеймс Фрэзер и Джордж Лаймен Киттредж, Зелигманн стремится уяснить, какой же
колдовской силе покоряется наше воображение, когда мы всей душой желаем
уверовать в истинность магии. Начав свой труд с "забывчивых богов", которым
поклонялись древние народы Междуречья, Зелигманн приходит к выводу о том, что
неискоренимая привлекательность магии не утратила своей власти над душами
людей и в двадцатом столетии. Он успешно демонстрирует, как современный
"рациональный материализм" сочетается с якобы ушедшими в прошлое
"иррациональными предрассудками".
Представляя на суд читателя страхи и чудеса, игравшие столь важную роль в
жизни наших предков, Зелигманн описывает предпосылки одной из самых древних и
самых жизнеспособных форм магии - магии, основанной на силе ритуалов и
заклинаний: "С незапамятных времен человек чувствовал, что его окружают
враждебные сверхъестественные существа, и оружием против них были магические
обряды. Злые духи подстерегали его повсюду... Ночь находилась во власти
демонов зла, демонов пустыни, демонов бездны... Но древние мудрецы знали, что
существуют и добрые духи, готовые даже прийти на помощь пострадавшему..."
Человек настойчиво и все в более и более ритуализированной форме стремился
умиротворять богов и изгонять демонов силой произнесенного слова: "Они
возносили молитвы духу земли... и духу неба... Чтение заклинаний и воскурение
ароматов, крики и шепот, жесты и песнопения, - все это, по мнению жрецов,
должно было привлечь внимание легкомысленных богов, которым вечно приходилось
напоминать о несчастьях смертных".
Страх, однако, внушали не только боги и демоны. Еще за несколько тысячелетий
до Рождества Христова народы Месопотамии (шумеры, аккадцы, эламитяне,
ассирийцы, мидяне и "звездные мудрецы" вавилоняне, основатели мировой державы)
верили, что и среди людей встречаются носители опасных, разрушительных сил,
равно как и олицетворения доброго начала. История магии и оккультизма на
Западе с 5000 года до н.э. до XVIII века, - полагает Курт Зелигманн, - это, в
первую очередь, история борьбы человечества за примирение принципов Добра и
Зла внутри себя самого. В таком контексте весь спектр магических и оккультных
учений, от древних гадательных практик до ведьмовства, от средневековой
алхимии до масонских лож эпохи Просвещения, - это не что иное как колоссальная
нравственно-психологическая битва, участниками которой по сей день остается
большинство из нас.
Одна из самых примечательных и ценных особенностей данной книги - способность
автора проводить параллели и аналогии: мы начинаем понимать, что
неоднозначность, сложность и туманность воззрений и верований характеризует не
только культуру прошлого, но и наши современные представления о мире. Например,
вера древних в мистическую силу звезд и чисел и в возможность предсказывать
по ним будущее оставила свой след не только в астрологии и нумерологии, но и в
астрономии и математике. Курт Зелигманн напоминает нам о том, что великий
астроном Иоганн Кеплер сделал свои открытия в ходе тщетных поисков
универсального закона, который позволил бы упорядочить хаотическую вселенную.
И разве вавилоняне, - задается вопросом Зелигманн, - построили знаменитый
зиккурат (мифическую Вавилонскую башню) "не для того, чтобы покорить небеса и
овладеть небесными тайнами"? И все же, - напоминает он, - "это величайшее
магическое действо было обречено на провал. Строители были разобщены и
рассеяны по всей земле... вопреки истинной цели магии, состоящей в достижении
единства".
|
|