|
и вечном слове, которым Ормузд сотворил мир, идея эманации божественного света,
породившего принцип добра, и многие другие черты зороастризма сохранились в
более или менее модифицированной форме в философских системах гностиков и
неоплатоников: митраизм и манихейство были отпрысками зороастрийской религии.
Даже мусульмане, подвергшие зороастрийскую веру жестоким гонениям и почти
искоренившие ее, заимствовали некоторые ее элементы. В наше время в Индии и
Иране сохранились общины парсов, насчитывающие в общей сложности около 200
тысяч членов. Они по-прежнему выполняют магические обряды в согласии со
священными текстами, авторство которых приписывается Заратустре.
Древняя религия зороастрийцев неожиданно обрела новую жизнь в средние века. В
конце XII века на юге Франции распространилось дуалистическое вероучение
альбигойцев. В ходе так называемого альбигойского крестового похода эта
"ересь" была беспощадно подавлена, однако элементы ее сохранились в народных
верованиях. И по сей день в Каркассоне и Альби можно подчас услышать путаные
рассказы о борьбе между добром и злом, исход которой еще не предрешен. Снова и
снова на увядшем древе древнеперсидской религии созревают новые плоды
дуалистических учений, вызывая в памяти образ зерна, сохранившегося в
гробницах древних фараонов: брошенное в землю, оно пробуждается от векового
сна и приносит запоздалый урожай.
Магия волос и ногтей.
"...не обрезайте свои ногти на празднествах богов" (Гесиод).
Далеко не все священные тексты зороастризма дошли до наших дней, а из тех,
что сохранились, лишь малую часть можно с большей или меньшей уверенностью
приписать самому великому Заратустре: в общей сложности, всего семнадцать
песнопений (так называемые гаты). В них содержатся древние законы,
регулирующие зороастрийский культ, и предписания о жертвоприношениях. Кроме
гат, в зороастрийский канон входит ряд других книг, в том числе "Видевдат" -
свод законов и предписаний, направленных на отвращение злых сил и демонов.
"Видевдат" начал составляться приблизительно с середины V века до н.э. и
включил в себя разнообразные гимны, молитвы и культовые указания. В том числе,
здесь содержатся описания ритуалов, более близких по типу к магическим, чем к
религиозным, а потому заслуживающих нашего внимания. Вообще, теологические
догматы зороастризма являются по своей сути религиозными, но ритуалы изгнания
демонов содержат выраженный магический аспект. В качестве примеров рассмотрим
два очистительных ритуала: в этой главе - ритуал обращения с волосами и
ногтями, а в следующей - ритуал изгнания демона-мухи.
В 17-й главе книги "Видевдат" излагаются правила обращения с обрезками волос и
ногтей, которые, будучи отделены от тела, становятся "вместилищем нечистоты".
Волосы и ногти мертвеца фигурируют в легенде о том, как Заратуштра обратил в
свою веру княжескую семью и избежал смерти от рук заговорщиков. Согласно этой
легенде, придворные князя спрятали в комнате пророка кости и обрезки волос и
ногтей мертвеца. На этом основании Заратуштра был обвинен в колдовстве и
приговорен к повешению. Но в тот момент заболел любимый конь князя: ноги его
втянулись в брюхо. "Освободи меня, - сказал пророк князю, - и я освобожу одну
ногу твоего коня". Князь помиловал Заратустру, и одна нога коня вышла из брюха.
"О повелитель, - вновь обратился Заратуштра к князю, - если ты согласишься
принять мою веру, я освобожу и вторую ногу". Так князь стал зороастрийцем, и
пророк сдержал свое слово.
Затем он освободил и две остальные ноги коня, но лишь после того, как в его
веру обратились все родственники и придворные князя.
Волосы и ногти, которыми чародеи пользовались для вызывания духов умерших,
"живут" как бы независимо от тела. Они лишены чувствительности и кажутся
мертвыми. Однако они растут - и растут гораздо быстрее, чем другие части тела.
Возможно, именно из-за столь стремительного роста и абсолютной
нечувствительности волосы и ногти в древности воспринимались как своего рода
растения-паразиты, поселившиеся на человеческом теле. Поэтому не удивительно,
что отпускать их на свободу считалось небезопасным.
1. Заратуштра спросил Ахурамазду: "О Ахурамазда, милосерднейший дух, создатель
плотского мира, праведный! Каково наипагубнейшее из деяний, коими человек
умножает вредоноснейшую силу дэва, как если бы приносил им жертвы?" - И сказал
Ахурамазда:
2. "Поистине оно совершается, когда человек здесь, внизу [т.е. на земле],
расчесывая волосы или сбривая их, или обрезая ногти, бросает их в яму или
расщелину.
3. Тогда из-за несоблюдения законных обрядов дэва плодят на земле то, что мы
называем вшами, и что пожирает хлеба на полях и одежды в хранилищах.
4. Посему, о Заратуштра, всякий раз, когда здесь, внизу, будут расчесывать
волосы или сбривать их, или обрезать ногти, пусть отнесут их на десять шагов
от мужа праведного, на двадцать шагов от огня, на тридцать шагов от воды, на
пятьдесят шагов от освященных связок барсмана [т.е. священных ветвей].
5. Затем пусть выкопают яму в земле, - глубиной в десять пальцев - в твердой, в
двенадцать пальцев - в мягкой; положат туда свои волосы и промолвят
победоносные слова: "Милостью Мазды произрастают растения".
6. А затем пусть проведут вокруг ямы три борозды ножом из металла, или шесть
[борозд], или девять, и прочтут [молитву] "Ахуна-Варья" три раза, или шесть
[раз], или девять.
|
|