Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Магия :: Курт Зелигманн - История магии и оккультизма.
 [Весь Текст]
Страница: из 181
 <<-
 
 
Курт Зелигманн.
История магии и оккультизма.
Пер. с англ. А. Блейз.
    
ПРЕДИСЛОВИЕ

"Я  не хочу реализма, - восклицает Бланш Дюбуа в пьесе Теннесси  Уильямса 
"Трамвай "Желание". - Я хочу магию". Курт Зелигманн в своем  авторитетном 
исследовании "История магии и оккультизма" блестяще дает  понять, что она не 
одинока в этом желании. С древнейших времен люди  пытались овладеть 
таинственным и необъяснимым искусством магии,  надеясь с ее помощью обрести 
власть над миром и над самими собой - и  постичь мир и самих себя.
Во всех века и в рамках всех культурных традиций, верований и  религий магия 
порождалась общей неопределенностью человеческого  существования. Она 
представляет собой одну из самых первичных и  непосредственных реакций 
человечества на устрашающую и непостижимую  реальность. "История магии и 
оккультизма", этот ученый, но невероятно  увлекательный труд, прослеживает ход 
борьбы всей западной цивилизации - от Древней Месопотамии до "просвещенного" 
восемнадцатого столетия,  заложившего основы современной культуры, - с 
осаждавшими ее  бесчисленными демонами.
Курт Зелигманн был выдающимся деятелем искусства, библиофилом и  ученым. 
"История магии и оккультизма" впервые вышла в свет в 1948 году  под названием 
"Зеркало магии: История магии в Западном мире". Это  богато иллюстрированное и 
доступное широкой аудитории сочинение,  которое вошло в число классических 
трудов, посвященных данной теме,  вскрывает многочисленные причины, по которым 
магия обладает для нас  неотразимой притягательностью. Перед нами вновь 
проходят вереницей  таинственные и чудесные легенды и поверья, некогда 
заставлявшие людей  замирать в благоговении - и до сих пор не утратившие своего 
 очарования.
Продолжая традицию таких видных исследователей, как Адольф фон  Гарнак, сэр 
Джеймс Фрэзер и Джордж Лаймен Киттредж, Зелигманн  стремится уяснить, какой же 
колдовской силе покоряется наше  воображение, когда мы всей душой желаем 
уверовать в истинность магии. Начав свой труд с "забывчивых богов", которым 
поклонялись древние  народы Междуречья, Зелигманн приходит к выводу о том, что  
неискоренимая привлекательность магии не утратила своей власти над  душами 
людей и в двадцатом столетии. Он успешно демонстрирует, как  современный 
"рациональный материализм" сочетается с якобы ушедшими в  прошлое 
"иррациональными предрассудками".
Представляя на суд читателя страхи и чудеса, игравшие столь  важную роль в 
жизни наших предков, Зелигманн описывает предпосылки  одной из самых древних и 
самых жизнеспособных форм магии - магии,  основанной на силе ритуалов и 
заклинаний:    "С незапамятных времен человек чувствовал, что его окружают  
враждебные сверхъестественные существа, и оружием против них были  магические 
обряды. Злые духи подстерегали его повсюду... Ночь  находилась во власти 
демонов зла, демонов пустыни, демонов бездны... Но древние мудрецы знали, что 
существуют и добрые духи, готовые даже  прийти на помощь пострадавшему..."    
Человек настойчиво и все в более и более ритуализированной форме  стремился 
умиротворять богов и изгонять демонов силой произнесенного  слова:    "Они 
возносили молитвы духу земли... и духу неба... Чтение  заклинаний и воскурение 
ароматов, крики и шепот, жесты и песнопения, -  все это, по мнению жрецов, 
должно было привлечь внимание  легкомысленных богов, которым вечно приходилось 
напоминать о  несчастьях смертных".
Страх, однако, внушали не только боги и демоны. Еще за несколько  тысячелетий 
до Рождества Христова народы Месопотамии (шумеры, аккадцы,  эламитяне, 
ассирийцы, мидяне и "звездные мудрецы" вавилоняне,  основатели мировой державы) 
верили, что и среди людей встречаются  носители опасных, разрушительных сил, 
равно как и олицетворения  доброго начала. История магии и оккультизма на 
Западе с 5000 года до  н.э. до XVIII века, - полагает Курт Зелигманн, - это, в 
первую  очередь, история борьбы человечества за примирение принципов Добра и  
Зла внутри себя самого. В таком контексте весь спектр магических и  оккультных 
учений, от древних гадательных практик до ведьмовства, от  средневековой 
алхимии до масонских лож эпохи Просвещения, - это не что  иное как колоссальная 
нравственно-психологическая битва, участниками  которой по сей день остается 
большинство из нас.
Одна из самых примечательных и ценных особенностей данной книги -  способность 
автора проводить параллели и аналогии: мы начинаем  понимать, что 
неоднозначность, сложность и туманность воззрений и  верований характеризует не 
только культуру прошлого, но и наши  современные представления о мире. Например,
 вера древних в мистическую  силу звезд и чисел и в возможность предсказывать 
по ним будущее  оставила свой след не только в астрологии и нумерологии, но и в 
 астрономии и математике. Курт Зелигманн напоминает нам о том, что  великий 
астроном Иоганн Кеплер сделал свои открытия в ходе тщетных  поисков 
универсального закона, который позволил бы упорядочить  хаотическую вселенную. 
И разве вавилоняне, - задается вопросом  Зелигманн, - построили знаменитый 
зиккурат (мифическую Вавилонскую  башню) "не для того, чтобы покорить небеса и 
овладеть небесными  тайнами"? И все же, - напоминает он, - "это величайшее 
магическое  действо было обречено на провал. Строители были разобщены и 
рассеяны по всей земле... вопреки  истинной цели магии, состоящей в достижении 
единства".
 
 [Весь Текст]
Страница: из 181
 <<-