|
славного народа хубов, ни мудрого жреца Таханора никогда не
существовало. Народ выдумал немецкий писатель Герберт Розедндофер, а
жреца - я сам.
Однако все остальное - правда. Только клинописные знаки не
шумерские, а аккадские, с финикийской огласовкой. А работает эта
система гадания не хуже, чем все другие, описанные нами ранее: ведь
гадать, как уже говорилось, можно на чем угодно.
Главное - подходить к гаданию как к серьезному делу, с добрыми
намерениями и искренним желанием получить ответ. Так что -
попробуйте!
И потом, кто его знает... Выдумки никогда не приходят в голову
просто так. По крайней мере теперь я знаю, как звали того жреца, с
которым я беседовал в своем последнем путешествии во времени. Если
его не существовало, то кто же взял с меня плату? Впрочем, об этом я
расскажу как-нибудь в другой раз.
Глава 10. КОСТИ
Приходите в гости,
Поиграем в кости.
Сегодня мы с вами поиграем в кости. Возьмем пару игральных
костей, то есть, попросту говоря, "кубиков", которыми дети играют в
настольные игры, бросим на стол и послушаем, что они нам расскажут.
В древности, когда "погадать на будущее" было столь же
обыкновеннным делом, как для нас - включить телевизор, чтобы узнать,
какая будет погода, многие вопросы без лишней волокиты решались с
помощью жребия. Древние евреи распределяли таким образом участки
земли, выявляли виновного, греки заставляли тянуть жребий кандидатов
на общественные должности.
Жребием же первоначально служила к о с т ь, а именно
надкопытная кость ноги коровы или быка, "бабка", по-гречески
astragalos. Она имеет почти кубическую форму и разные грани: одна -
гладкая, другая с выемкой, третья, наоборот, с выпуклостью и т.д.
Древние верили, что форма эта не случайна, что именно при помощи этой
кости можно точнее всего узнать волю богов.
Однако уже во времена Иосии и Солона (VII-VI в. до н.э. говяжьи
кости утратили сакральный характер, став атрибутом игры. Для игры и
"жеребьевки" стали употребляться и другие, самые разные предметы -
двуцветные черепки, бобы и (только что появившиеся тогда) монеты.
Поэтому и словом astragalos стали обозначать любой "жребий" вне
зависимости от материала, из которого он сделан.
Еще более позднее латинское alea ("жребий, игральная кость")
вовсе не имело отношения к кости. Солдаты Александра Македонского
и Гнея Помпея бросали уже не "бабки", а ракушки или черепки,
выкрашенные с одной стороны темной, с другой - светлой краской. Так,
на черепках, римские солдаты у подножия креста разыграли нешвейный
хитон Иисуса.
Играть в черепки римляне научили и завоеванные народы Европы.
Играя, они говорили противнику: "Des!" - "Ходи!", отсюда -
французское (des), а потом и английское (dice) название игры в кости.
На Востоке же, в Малой Азии, продолжали играть и в обычные
"бабки". Оттуда они проникли к византийцам, а через них, вероятно, и
на Pусь, став знаменитой игрой, которую помнят еще многие из наших
дедушек. Византийцы первыми стали делать искусственные "кости"-кубики
и вырезать на них буквы или цифры. В VII-VIII в. эта игра была уже
очень распространена. У византийцев игральные кости "с надписями"
заимствовали арабы.
Однако христианская церковь, завоевавшая в Европе к тому
времени достаточно прочные позиции, а за нею императоры и короли
принялись усиленно искоренять языческие верования и обычаи;
астрологов, снотолкователей и гадателей стали преследовать, азартные
игры также были запрещены во многих странах. Гадание стало делом
рискованным, им занимались втайне, многое было забыто.
Лишь XI век, век раскола церкви на западную и восточную,
крестовых походов, распространения магии и Каббалы, стал и веком
возрождения интереса к гаданию. Византийцы вернулись к старым, еще
|
|