|
Они соответствуют двадцати четырем возможным путям между девятью царствами
бытия на Древе Иггдрасиль. Поэтому руны могут служить руническому шаману
"пропуском" для изучения внутреннего Космоса и путешествий в иные царства бытия
внутри Великой Сети.
Шаманы Британии и Северной Европы хорошо понимали, что Космос
существует на нескольких уровнях бытия, в широком смысле соответствующих
различным аспектам разума. Эта концепция получила распространение среди
коренных народов. Ее отражение можно видеть в определенных племенных артефактах,
таких, как тотемные столбы индейцев Северной Америки и новозеландских маори
или резные хрустальные жезлы, используемые некоторыми индейскими шаманами. На
артефактах часто изображались три главных духа, расположенных друг над другом и
поддерживаемых фигуркой животного у основания. На тотемном столбе верхняя
фигура обычно имела крылья, подразумевающие способность совершать далекие
путешествия. Фигуры символизировали аспекты человеческой личности, или основные
уровни восприятия.
Хотя разделение человеческого разума на осознанный, неосознанный и
бессознательный аспекты не было признано в современной психологии до конца XIX
века, шаманы в течение многих столетий персонифицировали их как
духов-покровителей. Шаманы-кахуна на Гавайях (некогда входивших в состав
великого доисторического континента My, исчезнувшего в водах Тихого океана
после экологической катастрофы, когда Земля переместилась на новую, несколько
более удаленную от Солнца орбиту) уподобляли подсознание скрытому духу человека,
который мог испытывать эмоции и безмолвно служил сознанию своего носителя.
Интуитивный творческий разум, действовавший на более высоком уровне
осознания, считался областью высшего "я" - бессмертного и побуждавшего личность
к духовным устремлениям и благородным поступкам.
Шаманы-кахуна рассматривали отдельные аспекты человеческой личности
как единую команду. Их единство проявлялось разными способами, но, как члены
спортивной команды, каждый из которых вносит свой вклад в игру и выполняет
определенные функции, они стремились к достижению одной цели.
Американский психолог и историк религии, посвятивший большую часть
своей жизни изучению гавайских магов-жрецов и написавший несколько книг о своих
открытиях, называл личность, участвующую в сознательной повседневной жизни, или
рассуждающий разум, средним "я" человека. На другом уровне находилось низшее
"я", связанное с памятью, отчасти с деятельностью подсознательного разума и с
бессознательным. Над рассуждающим разумом находилось высшее "я", действующее на
уровне высочайших устремлений разума. Шаманы-кахуна считали эти "я" личными
духами человека, чьи функции частично перекрывались.
Однако среди шаманов северной традиции существовало устное учение,
признававшее роль четвертого "я" - инстинктивного осознания, контролирующего и
поддерживающего физическое тело, ответственного за его защиту и выживание. Оно
действовало на глубинном, неосознанном уровне и сравнивалось с духами животных
из-за своего инстинктивного характера. Поскольку оно обычно исчезало со смертью
человека, то рассматривалось отдельно от остальных духов.
Верховный шаман Серебряный Медведь объяснил мне, что эти четыре
осознания разделены намерением. Каждое имеет свою особую функцию и свой вид
ментальной силы, но представляет собой лишь один из аспектов целостной личности.
Космическое Древо и Шаманическое Колесо являются древними картами,
предназначенными для странствий духа. Шаманы разных культур пользовались ими
для познания себя и достижения иных уровней восприятия. Каждая методика
действовала эффективно в своей культурной среде, но происходила от более ранней,
универсальной доисторической системы. Указывая на существующие параллели и
объединяя главные принципы в стройную и гармоничную систему в духе
странствующих шаманов, я надеюсь не только приблизиться к первоначальной
системе, но и открыть перед современным человеком ясный путь, ведущий в Космос
шамана, обеспечив твердую основу для дальнейших исследований.
Странствующие шаманы, выходившие за рамки племенных обычаев,
признавали, что нет одной группы, которая бы владела Истиной. Они
путешествовали с места на место и от племени к племени в поисках знаний,
исследовали новые возможности, вплетали изученное в ткань уже знакомого и
делились своей мудростью.
Теперь давайте рассмотрим понятие разума, которое, поскольку разум
неосязаем, весьма расплывчато. В словарях разум определяется как престол
сознания, мыслей и эмоций. Ученые, философы и богословы не вполне сходятся в
том, что же такое человеческий разум, но они знают, что разум не тождествен
мозгу. Мозг - физический орган и центр ощущений в оболочке черепа; его можно
рассматривать как биокомпьютер, используемый разумом. Физическую деятельность
мозга можно определить и измерить, в отличие от разума, который неосязаем и
бесконечен. Итак, мы еще не вполне понимаем, что такое разум, но знаем о его
существовании.
Чтобы облегчить понимание разума, мы можем подразделить его
деятельность на четыре функциональных уровня. Конечно же, на самом деле разум
не разделен на отдельные участки по той простой причине, что он не имеет формы.
Но для постижения абстрактного понятия нашему рассудку нужно за что-то
ухватиться. В этом и заключается смысл классификации.
Наиболее знакомый нам аспект целостного разума называется сознательным
разумом, так как мы постоянно пользуемся им в повседневной жизни. Сознательный
разум - престол интеллекта, рассуждающая часть нашей личности, делающая выводы
и определяющая дальнейшие действия. Мы пользуемся им для интерпретации и
|
|