|
Яркость зависит от угла отражения света. Если весь свет отражается,
предмет кажется нам белым, если весь свет поглощается, то — чёрным. Шкала
яркости идёт от белого к чёрному через миллионы оттенков серого. Но ни один из
этих оттенков не является настоящим цветом в том смысле, как оранжевый или
зелёный; фактически, эти оттенки яркости называются ахроматиками. Следует также
заметить, что стопроцентный белый или чёрный цвет не существует в природе и в
силу особенностей нашего зрения его, вероятно, вообще нельзя увидеть или
осознать. Таким образом, мы имеем «лишь оттенки серого», как поется в
популярной песне.
Хроматизм — это мера «чистоты», насыщенности и интенсивности цвета. Его
шкала — от 0 для ахроматиков до 100 для спектральных цветов. Итак, хотя белый
ярче чёрного, ни тот, ни другой цвет не обладают особенной чистотой. Подумайте
об этом.
Согласно данной системе ясное небо в солнечный день можно определить так:
оттенок голубой, яркость светло-серая, хроматизм 40. Не очень романтично,
правда? Но именно так современная физика обращается с предметом исследования.
За многие века художники и учёные разработали всевозможные системы
определения и классификации цветов. Но вспомните закон Бесконечных Вселенных:
нет двух людей, которые видят один и тот же цвет одинаково. Метод определения
цвета по категориям оттенка, яркости и хроматизма — чисто западное изобретение.
Другие культуры для той же цели пользуются совершенно иными системами.
Наиболее характерным примером использования одной из таких систем служит
племя Хануноо на Филиппинах. Оно тоже пользуется тремя основными категориями
для определения цвета, и одна из них соответствует нашей яркости:
светлое/тёмное. Вторая категория — это сухое-красное/сырое-зелёное. К примеру,
свежий овощ может быть сырым-зелёным, но позднее станет сухим-красным без
всякого изменения того, что мы называем «его цветом». Третья категория —
прочный-несмываемый/слабый-выцветающий. Совершенно не пользуясь нашими
понятиями, члены племени Хануноо умудряются выводить из этой системы тысячи
названий цветов. Их отношение к цветам и цветовым сочетаниям определяется
элементами их культуры, а не какими-то качествами, изначально присущими тому
или иному цвету.
Итак, «цвет» представляет собой результат интерпретации воздействия
фотонов на вашу сетчатку; он не подлежит делению на Добро и Зло, положительное
и отрицательное и так далее. Что же послужило причиной путаницы с цветами?
Фотоны создают на нашей сетчатке образ предмета, на который мы смотрим, и
в мозг поступает электрохимический сигнал. Схема этого сигнала сравнивается с
предыдущими схемами и отождествляется с одной из них. Ваша реакция основана на
ассоциации схем, совпадающих с новой информацией. В течение всей жизни вы
накапливали ассоциации с различными сочетаниями цветов: некоторые постигались
на личном опыте, другие были навязаны культурной средой. Помните, ничто не
имеет ни малейшего смысла, если не рассматривать его в связи с чем-то ещё.
Предположим, в возрасте десяти лет вы отравились неспелыми зелёными
яблоками и долго болели. После этого яблочно-зелёный цвет стал вам крайне
неприятен, и вы, возможно, ассоциируете его со злом, хотя он нравится другим
людям. Если в вашем обществе лишь члены королевской семьи имеют право носить
пурпур, то ваша реакция на человека в пурпурной одежде будет резко отличаться
от реакции на того же человека в зелёной или жёлтой одежде. Первый случай
иллюстрирует личную, а второй — культурную ассоциацию с цветом.
Заметьте, однако, что в обоих случаях ассоциация совершенно произвольна.
Яблочно-зелёный цвет не приводит к болезни; некоторые сорта яблок можно есть и
зелёными. Пурпурный стал цветом королевской семьи лишь потому, что краска этого
оттенка была очень редкой, а процесс окрашивания ткани — сложным и кропотливым,
и лишь короли могли позволить себе покупать её (см. также заметки о пурпурном
цвете ниже в этой главе). Реакция человека на цвет меняется в зависимости от
ситуации, воспитания и склада характера. Прежде, чем продолжить чтение,
предлагаю подумать о вашем личном отношении к цветам спектра: позднее эта
информация может вам пригодиться.
Сочетание цветов провоцирует эмоциональные реакции даже в большей степени,
чем отдельные цвета. Сочетание белого и красного вызывает резко отрицательную
реакцию в западной культуре, пробуждая образы Красного Креста, крови на снегу,
пропитанных кровью бинтов. Даже в тестах на ЭСВ такое сочетание вызывает
стойкую неприязнь; количество правильных ответов резко снижается, если карты
Зенера напечатаны красным на белом фоне (как ни странно, но белые символы на
красном фоне не вызывают такого неприятия). С другой стороны, сочетание
красного, белого и голубого цветов дает нам столь же сильную положительную
реакцию; многие страны используют эти цвета в своих национальных флагах.
В современной науке есть такая интересная дисциплина, как психологическая
поддержка традиционных убеждений о цвете в той или иной культуре, наряду с
исследованием отношения к различным цветам и их сочетаниям. Голубой цвет, к
примеру, всегда ассоциировался с эмоциями, психическими феноменами и религией.
Мы можем обнаружить, что удачливые бизнесмены и игроки предпочитают носить
голубое и зелёное, что пациенты-шизофреники спокойнее ведут себя в голубых или
серо-голубых комнатах, что подопытные показывают лучшие результаты в тестах на
ЭСВ, где участвует голубой цвет. Следует, заметить, что сочетание цветов,
обычно ассоциируемое с Девой Марией, воплощающей чистоту и материнство, всегда
бело-голубое. Флаг ООН имеет бело-голубую расцветку, как и многие другие мирные
флаги. Я уверен, что результаты тестов на картах Зенера, напечатанных голубым
на белом фоне, окажутся выше средних.
В субкультурах, однако, встречается совершенно противоположное отношение
|
|