|
все они согласны в том, что существует промежуточное состояние, называемое
иногда "Раем", иногда "периодом ожидания". Небесный мир рассматривается повсюду
в современном Христианстве как конечное состояние человека, причем не имеется
никакого определенного представления о природе этого мира, а также и о том,
прогрессирует или остается неизменным тот, кто достиг до небесного мира. В
раннем Христианстве небо признавалось тем, что оно и есть на самом деле:
ступенью в прогрессивном восхождении души, и учение о перевоплощении в той или
другой форме - о предсуществовании души - входило в состав христианской
доктрины. Отсюда неизбежный вывод, что небесное состояние есть временное
условие, хотя иногда и чрезвычайно продолжительное, длящееся "век", как
выражено в греческом тексте Нового Завета; век, кончающийся для человека
возвращением на следующую ступень его продолжающейся жизни и прогресса, а не
"вечно длящийся", как неправильно выражено в английском разрешенном переводе*9.
Чтобы закончить наш общий обзор, необходимый для понимания Воскресения и
Вознесения, мы должны рассмотреть, как происходит развитие этих различных
проводников или тел на высших ступенях эволюции. Физическое тело находится в
состоянии постоянного обмена, его составные частицы постоянно возобновляются и
его отличительное свойство - непрестанное строительство; а так как тело
строится из пищи, которую мы едим, из жидкостей, которые мы пьем, из воздуха,
которым мы дышим, и из всех частиц, постоянно выбрасываемых окружающей нас
средой, от нас зависит очищать наше тело, избирая разумно материалы, из которых
оно строится; таким сознательным подбором мы можем достигнуть того, что тело
наше станет все более и более совершенным орудием для нашей деятельности, все
более восприимчивым для высших вибраций и соответствующим для более чистых
желаний и для более благородных и возвышенных мыслей. По этой причине все
стремившиеся участвовать в Мистериях должны были выполнять правила строгой
диеты, омовений и т д. и быть очень разборчивыми относительно выбора людей, с
которыми имели дело, и тех мест, которые они посещали. Тело желаний изменяется
точно так же, но материалы, из которых оно строится, доставляются свойством
желаний человека, зависящих от игры его чувствований, страстей и эмоций. Если
они грубы - и материалы, вводимые в тело желаний, так же грубы, если же они
очищены от грубых примесей, тело желаний становится утонченным и чрезвычайно
чувствительным к высшим влияниям. По мере того, как человек начинает
господствовать над своей низшей природой и становится бескорыстным в своих
желаниях, чувствах и эмоциях, по мере того, как его любовь к окружающим
делается все менее эгоистичной и жадной, и этот проводник его сознания
становится все чище. Результат этого очищения сказывается в том, что когда он
во время сна выступает из своего физического тела, его переживания в невидимом
мире становятся яснее, выше и поучительнее, а когда он покидает свое тело после
смерти, он быстро проходит все промежуточные стадии, его тело желаний
разлагается с большой быстротой и не задерживает его тело в его
поступательном движении. Ментальное тело человека строится таким же образом
силою мысли. Оно становится проводником его сознания в небесном мире, а на
земле строится стремлениями человека, его воображением, разумом, силою суждений,
артистическими способностями, упражнениями всех его умственных сил. Каким
человек его сделает, таково оно и будет, и продолжительность и богатство его
небесного пребывания зависят вполне от тех свойств ментального тела, которые он
внесет в него во время своей жизни на земле.
По мере того, как человек поднимается на высшую ступень эволюции, ментальное
тело начинает действовать независимо еще при жизни человека на земле, и он
постепенно начинает сознавать свою небесную жизнь даже среди вихря мирского
существования. Тогда он становится "Сыном Человеческим, сущим на небесах"*10,
который в состоянии говорить с уверенностью непосредственного знания о
происходящем на небесах. Когда человек, вступив на путь святости, начинает жить
жизнью "Сына", он живет уже на небесах, хотя тело его остается еще на земле, и
тогда он начинает сознательно владеть своим небесным телом. А так как небеса не
вдали от нас, а окружают нас со всех сторон, и мы отделены от них лишь нашей
неспособностью почувствовать их вибрации; и так как эти вибрации достигают до
нас во все моменты нашей жизни, то единственно, что нам нужно, чтобы быть в
небесах, это - осознать небесные вибрации. Мы начинаем их сознавать, когда
оживотворяем, организуем, развиваем наше небесное тело; оно построено из той же
субстанции, из которой состоят небесные вибрации и потому оно способно
отзываться на них. Вот почему "Сын человеческий" всегда пребывает на небесах.
Но мы знаем, что "Сын человеческий", это - термин, который относится к
Посвященному, не к Христу воскресшему и прославленному, а к Сыну, пока он еще
"совершается"*11, пока достигает совершенства. Во время прохождения тех
ступеней эволюции, которые ведут на "Путь Испытания" и включают и самый Путь,
первый аспект духовного тела (Тело Причинности, Causal Body) развивается быстро
и позволяет человеку после смерти подняться на второе небо. После Второго
Рождения, после рождения Христа в человеке начинается построение Тела
Блаженства "в небесах". Это - тело Христа, оно развивается во дни Его служения
на земле, а по мере его развития сознание "Сына Божия" становится все заметнее
и приближающееся слияние с Отцом просвещает раскрывающийся Дух. В христианских
Мистериях, так же как и в древних египетских, халдейских и других, существовал
высший символизм, выражавший ту ступень, до которой достигло духовное развитие
посвящаемого. Его вводили в горницу Посвящения, где он ложился на пол с
распростертыми руками, иногда на деревянный крест, иногда без креста, в
положении распятого человека. Затем до его сердца дотрагивались тирсом,
"копьем" распятия; тело его впадало в глубокий транс, соответствующий смерти
распятого, а сам он переходил в потусторонний мир. Тело помещали в каменный
|
|