|
люди произошли от дикарей, не естественно ли смотреть на их религии как на
продукт, развившийся из религий низшего типа? Этот вывод совершенно естествен.
Только дальнейшее и более глубокое изучение этого вопроса может доказать, что
дикари нашего времени не представляют собой типа наших предков, что они - лишь
выродившиеся отпрыски великого культурного ствола далекого прошлого, и что
человек в период своего младенчества - не был предоставлен самому себе, но был
руководим Старшими Братьями человеческой расы, которые направляли его первые
шаги как в религии, так и в цивилизации. Эта точка зрения подтверждается всеми
фактами, приводимыми в книге Ланга, и она неизбежно вызывает вопрос: "Кто же
были эти старшие, относительно которых всюду имеются предания?" Продолжая далее
наши исследования, мы приходим к следующему вопросу: какого рода людям давались
религии? Здесь мы сразу подходим к той трудности, с которой каждый Основатель
религии должен был считаться; мы знаем, что закон человеческой эволюции
вызывает неизбежный факт одновременного существования людей на различных
ступенях развития, вследствие чего Основателю религии приходилось неизбежно
иметь дело и с высокоразвитыми людьми, и с людьми первобытными; в одной
местности Он встречал сложную высоко развитую цивилизацию, а в другой - совсем
простой, первобытный строй. Но даже и в пределах каждой данной цивилизации
находятся самые разнообразные типы людей, и невежественные, и воспитанные, и
вдумчивые и очень поверхностные, и высоко духовные и чрезвычайно грубые; и тем
не менее, влияние религии должно достигать до каждого из них, каждому должна
быть дана помощь на той ступени, где он стоит. Если эволюция существует,
подобные затруднения неизбежны, и с ними Божественный Учитель должен считаться,
иначе дело Его не может быть успешно. Если человек действительно развивается,
как развивается все вокруг него, - эти разнообразные ступени сознательности
должны быть присущи человечеству везде и всегда, и они должны быть приняты в
соображение всеми мировыми религиями. Таким образом, мы подошли лицом к лицу к
основному положению: не может быть одного и того же религиозного учения даже
для одной народности, а тем более для целой цивилизации или для всего мира.
Если бы было только одно учение - большая часть людей, к которым оно обращено,
осталась бы вне его влияния. Если бы оно было доступно для наиболее
ограниченных людей с элементарной нравственностью, с темными представлениями и
могло успешно действовать на их эволюцию, в таком случае оно было бы совершенно
неподходящим для тех представителей той же нации, которые отличаются тонкими
нравственными понятиями, развитым умом и ясно выраженной духовностью. Если же
данная религия давалась только для этих последних, если бы ее философия должна
была служить светочем только для их развитого сознания и только для их
утонченных нравственных представлений и для их опередившей духовности давала
возвышенный идеал, - такая религия не могла бы затронуть мысль неразвитых людей
и не могла бы подействовать на их
сердца; она осталась бы для них набором незначащих фраз, не способных возбудить
их дремлющие силы и дать мотив для поведения, поднимающий их нравственность на
высшую ступень. Рассматривая таким образом цель религии, ее средства, ее
происхождение, и разнообразные потребности народа, к которому она обращена;
признавая эволюцию духовных, умственных и нравственных способностей человека и
нужду каждого в таком воздействии, которое соответствовало бы его ступени
развития, мы приходим к абсолютной необходимости различия и постепенности в
религиозных учениях, чтобы последние могли отвечать духовным нуждам всех людей
и помогать каждому человеку в отдельности. Есть еще другая причина, почему
необходимо эзотерическое или сокровенное учение, когда дело касается известного
разряда истин. К этому разряду относится изречение, что "знание есть сила".
Открытое обнародование такой философии, которая обращается исключительно к
высокоразвитому интеллекту, не может повредить никому. Она может быть
распространяема безопасно, ибо она не привлечет к себе невежественною человека,
и он не исказит ее. Но существуют учения, которые касаются строения природы,
которые объясняют скрытые законы и бросают свет на сокровенные процессы, знание
которых дает власть над естественными энергиями и делает обладателя такого
знания способным направлять эти энергии к определенным целям совершенно так,
как химик действует с продуктами химических соединений.
Такое знание может быть очень полезно для высокоразвитых людей и может
увеличить силу их служения миру, но если бы такое знание было обнародовано
перед всеми, оно повело бы к злоупотреблениям вроде того, как знание тонких
ядов в средние века было направлено во зло Борджиями и другими. Оно могло бы
попасть в руки людей с сильным умом, но недисциплинированными желаниями, людей,
двигаемых эгоистическими инстинктами, ищущих пользы только для себя и не
интересующихся общим благом. Их привлекала бы надежда развить в себе силы,
которые поставили бы их выше общего уровня и отдали бы в их власть обыкновенное
человечество. Такие люди устремились бы к приобретению знаний, которые
действительно способны поднимать на сверхчеловеческую высоту, и оно сделало бы
их еще более эгоистичными, усилило бы их самоутверждение, их гордость получила
бы новую пищу, чувство обособления укрепилось бы до чрезвычайности, и их
неизбежно потянуло бы по наклонной плоскости, которая ведет к "Левому Пути",
служащему разъединению, а не единству. И не только они сами пострадали бы в
глубине своей природы, но они сделались бы угрозой для общества, и без того уже
достаточно страдающего от людей, интеллектуальное развитие которых опередило
развитие совести. Вот откуда возникает необходимость охранять известные учения
от нравственно неподготовленных людей, и эта необходимость обязательна для
каждого Учителя, который способен давать подобные знания. Поэтому вполне
естественно его желание давать такие знания только тем, которые имеют в виду
прежде всего общее благо, которые готовы работать для всеобщей эволюции, и так
|
|