|
выражения, как слова Апостола Павла: "Дети мои, для которых я снова в муках
рожден, доколе не изобразится в вас Христос"*2. Здесь Апостол, очевидно, не
может иметь в виду исторического Иисуса, а определенные переживания
человеческой души, которые он понимает как возникновение Христа в ее глубине. И
тотчас же Учитель объявляет, что хотя он и знал Христа по плоти, отныне он
более не будет знать Его таковым*3; из этого ясно, что хотя он и признавал
Христа во плоти, т. е. Иисуса, он достиг и более возвышенного понимания Его, и
в этом новом понимании для него утратилось прежнее значение исторического
Христа. Подобная точка зрения начинает
распространяться в наши дни, и лицом к лицу с фактами, приводимыми
сравнительным изучением религий, в недоумении от противоречий в евангельских
текстах, смущенные задачами, которые оказываются неразрешимыми, пока они
связываются с поверхностным смыслом священных писаний, - современные
последователи Христа с отчаянием повторяют, что "буква убивает" и только "дух
животворит" и что необходимо уловить более глубокий смысл в том повествовании,
которое старо как мир и всегда служило жизненным центром для каждой мировой
религии. Люди с этим направлением, которое не может быть обозначено как
определенная школа мысли, с одной стороны, как бы протягивают руку тем, которые
принимают все за легенду, убеждая их признать и историческую основу, а с другой
стороны - они же говорят своим единоверцам, что опасность растет, что если
христиане и впредь будут придерживаться буквы писаний, не выдерживающих критики
все более растущего знания наших дней, - все духовное значение Христианства
может быть окончательно подорвано. Является опасность утерять "историю Христа"
и с ней самую идею того Христа, который был поддержкой и вдохновением для
миллионов благородных душ на Востоке и Западе, хотя бы Его называли другими
именами и поклонялись Ему под другими формами; опасность эта стала угрозой для
всего человечества, которое духовно обнищает, утеряв жемчужину такой неоценимой
красоты. Чтобы избежать этой опасности, необходимо распутать различные нити в
истории Христа и поместить их рядом, одна возле другой - нить истории, нить
легенды, нить мистицизма. Они перепутались в одно сплетение, и распутывая их,
мы увидим, что сама история, - по мере того, как она освещается светом знания,
- становится не менее, а более ценной и что в ней, как во всем, основанном на
истине, чем ярче освещение, тем яснее выступает присущая ей красота. Мы начнем
наше исследование с исторического Христа, затем возьмем Христа мифического и
под конец Христа мистического и тогда мы увидим, что элементы, извлеченные из
этих аспектов, и составят Иисуса Христа христианских церквей. Все они входят в
состав того грандиозного и патетического Образа, который господствует над
мыслями и чувствами Христианского мира, того Человека Скорбей, Спасителя и
Господа, так сильно возлюбившего людей. Исторический Христос, Иисус Целитель
или Наставник Нить жизнеописания Иисуса может быть без особого затруднения
отделена от двух других нитей, с которыми она тесно переплетена. Мы облегчим
нашу задачу, если начнем черпать из той летописи прошлого, которую оккультно
подготовленные лица могут проверить сами и из которой некоторые потребности,
касающиеся Иудейского Учителя, были даны миру через компетентных оккультных
исследователей. Может быть, читатель отнесется критически к слову
"компетентный", когда оно прилагается к оккультизму. Но оно означает не что
иное, как человека, достигшего путем определенного метода особых знаний и
развившего в себе силы, которые позволяют ему обосновывать свое суждение
относительно исследуемого предмета на личном непосредственном знании.
Совершенно так же, как мы считаем Гексли компетентным в биологии, как мы
говорим о старшем Вранглере как о знатоке математики, или о Лайэлле, как о
знатоке геологии, так же можем мы назвать компетентным в оккультизме такого
человека, который, с одной стороны, сумел овладеть основными теориями строения
человека и космоса, а с другой - развил в себе способности, которые существуют
во всех людях в зачатке и могут проявиться у каждого, кто начнет правильно
применять к себе надлежащие методы развития; те способности, которые позволяют
самому человеку исследовать явления природы в их наиболее сокровенном действии.
Так же как человек может родиться с наклонностью к математике и упражняя эти
свои способности в течение многих лет, до чрезвычайности развить свои
математические дарования, так же человек может родиться с известными
способностями души и развить их до высокой степени воспитанием и дисциплиной.
Если, развив в себе эти способности, он начнет применять их к изучению
невидимых миров, то такой человек становится компетентным в Оккультной Науке и
может самостоятельно проверять летописи, о которых я говорила выше. Такие
проверки настолько же
недоступны для обыкновенного человека, насколько математическая книга,
написанная символами высшей математики, недоступна для лиц, не знающих этой
науки. Это знание в его совершенстве в такой же мере исключительно, в какой
исключительно всякое иное совершенное знание. Рожденный с известной
способностью и развивший эту способность до полноты, овладевает в совершенстве
и соответствующим знанием; рожденный же без такой способности или не развивший
ее, должен помириться со своим неведением. Это - условие каждого знания и оно
относится к Оккультизму так же, как ко всякой другой науке. Оккультные
летописи*4 подтверждают некоторые евангельские повествования, но не все; они
развертывают перед нами жизнь Иисуса и таким образом дают возможность
освободить ее от мифов, с которыми впоследствии перемешалась действительность.
Дитя, Иудейское имя которого изменено в имя Иисуса, родилось в Палестине на 105
лет ранее принятой даты рождения Иисуса Христа, во время консульства Публия
Рутилия Руфа и Гнея Маллия Максима. Родители его были бедны, но происходили из
благородного рода и воспитывали его на еврейских Св. Писаниях. Пламенная
|
|