|
вершения», что звучит менее драматично, чем «конец»).
Например, в цикле написания книги автор часто выделяет
два этапа — когда он начинает ее писать, втягивается в
процесс, пишет первые главы, и когда его работа начина
ет близиться к завершению, когда уже виден ее конец. Но
такое диадическое, двоичное деление процессов не очень
информативно. Более глубоко в строение циклического
процесса вникает естественное выделение трех фаз раз
вития этого процесса. Эти фазы можно называть и интер
претировать по-разному. Например, их можно рассматри
вать по аналогии с тремя этапами любого действия:
1. Начало, старт.
2. Выполнение.
3. Завершение, окончание.
На основе такого несложного триадического разбие
ния мы приходим (используя принцип подобия и переходя
к более общим, абстрактным формулировкам) к рассмот
рению трех стадий развития произвольной системы:
1. Созидание, творение.
2. Стабилизация, развитие.
3. Трансформация, разрушение.
Например, план многих литературных сочинений и
школьных сочинений на литературные темы имеет три
выраженных этапа и часто выглядит так:
96
ELEMENTA ASTROLOGICA
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
По Аристотелю («Поэтика»), задача драмы — вос
произведение законченного действия, составляющего одно
целое. Всякое целое (Аристотель не использовал понятие
СИСТЕМЫ — В.В.Г.), — говорил он, — имеет начало,
середину и конец. Началом, по Аристотелю, называется
все то, что, по веским причинам, не может иметь места
после чего-либо другого; концом называется то, что, по
естественному порядку вещей, имеет место после чего-
либо другого; середина, в таком случае — то, в чем одно
временно кончается начало и начинается конец.
В спортивном соревновании тоже естественно выде
ляются три фазы, например, в шахматах это дебют, мит
тельшпиль и эндшпиль, в соревнованиях по бегу это старт,
прохождение дистанции и финиш, в игровых дисциплинах
это начало игры, основное время игры и концовка игры.
Каждый из трех этапов обладает своей спецификой, в нем
развитие системы происходит по особым, только для него
типичным законам. Например, в футболе концовка игры
— очень специфический период матча, тренеры разраба
тывают специальные методики проведения концовки мат
ча, которые не применимы для всего матча в целом.
Кроме разбиения цикла на части можно говорить о
подциклах, причем части цикла — это обычно тоже свое
го рода циклы. Потому внутри цикла полезно выделять
специальные его части — подциклы. В рамках теории
систем это связано с тем, что внутри каждой системы
имеется много подсистем, которые развиваются по сво
им собственным циклам, и это их развитие накладывает
отпечатки на циклическое развитие объемлющей их сис
темы. Тем самым внутри цикла имеются вложенные цик-
97 лы, но в тех тоже имеются более «тонкие» вложенные
циклы и так далее.. . Но, что самое интересное, ВСЕ эти
вложенные друг в друга подциклы взаимно согласованы,
они в определенном смысле этого слова являются соиз
меримыми друг с другом. Это универсальное согласова
ние — прямое следствие принципа единства Мира, сфор
мулированного выше.
С понятием вложенных подциклов тесно связано по
нятие гармоник. Гармоники — это понятие из нескольких
различных областей человеческой деятельности, оно ис
пользуется в своем особом, специфическом смысле в
музыке, в технике, в математике и др. О гармониках в
астрологии мы будем говорить ниже, в том числе при изу
чении угловых аспектов.
В астрологии особую роль играет разделение циклов
на 12 частей. Почему берется именно 12 частей? Исто
рически выделение 12 этапов развития цикла связано с
выделением 12 лунных месяцев внутри одного солнечно
го года (т.е. в основе тут — чисто земные причины). На
самом деле в году (состоящем из 365.24... дня) уклады
вается не совсем точно 12 лунных месяцев, так что соиз
|
|