|
безгранично верили в гадания и пророчества как в масштабах всего государства,
так и относительно отдельного человека.
Ещё Плутарх уверял, что у человека есть не только память о прошлом, но и сила
для предсказания будущего. Много об этом говорится и у христианских
проповедников, хотя прежде всего это было связано с религиозными
предначертаниями языческих сивилл и библейских пророков. Как известно, в речах
Фомы Аквинского, Корнелия Меланхтона и других проповедников допускается
астрологическое исследование и прогнозирование будущего с целью его познания и
улучшения.
В настоящее время в более или менее осведомлённых кругах хорошо известно, что
прогнозирование возможно, и предвидение как реальный факт признаётся многими
учёными.
Но одно дело, когда этим занимаются учёные и дипломированные
астрологи-космобиологи, и совсем другое, когда этим занимаются люди, весьма
далёкие от нашей науки – не только безобидные фантазёры, но и явные дилетанты
или даже шарлатаны, одни для завоевания дешёвой популярности среди
полуграмотных народных масс, другие – с целью самообогащения.
Во всех случаях прогноз должен быть разумно сформулирован в рамках возможного
предположения, возможной вероятности и ни в коем случае не должен претендовать
на абсолютную пророческую достоверность. Но именно этим и грешит большинство
начинающих астрологов-самоучек.
Любой астролог-практик должен содействовать сознательной ориентации своего
клиента на то, чтобы он всегда был готов разумно и сознательно пережить все
возможные приближающиеся невзгоды, будь то несчастный случай или болезнь, а с
другой стороны, пробудить в нём стремление идти навстречу всему благоприятному
и хорошему, заранее создавая для этого соответствующие условия и обстановку. Те,
кто полагаются лишь на прогнозы, руководствуясь ими и безвольно плывя по
течению, могут подвергаться реальной опасности. Следует избегать таких
предсказаний, которые могли бы травмировать человеческую психику, приводили бы
к фатальным или роковым последствиям. Уже одно это противоречит
астрологическому духу и этике. Любой прогноз должен иметь характер только
вероятности, возможности, но ни в коем случае – категоричности.
Фома Аквинский сказал: «…предсказанное астрологами сбывается потому, что
большинство людей слепо следуют за своими страстями, полностью предаваясь
влиянию небесных тел…». Вот именно на таких людей и ориентируются главным
образом бульварная, ярмарочная астрология, дешёвые брошюры, прорицательские
рубрики в газетах и журналах.
В одном из древних изречений говорится, что «звёзды правят дураками, а мудрый –
своими звёздами». И действительно, человек становится хозяином своей судьбы
лишь тогда, когда занимает активную жизненную позицию и силой своей воли
изменяет роковой ход событий. К сожалению, сегодня многие подвержены различным
внешним раздражителям, таким, как радио, телевидение, реклама, живут словно
роботы, выполняя чужие приказы, не прислушиваясь к собственному «я».
С предубеждением, будто знание о самом себе и своих возможностях мешает
человеку жить или даже вредит ему, в своё время боролся известный философ
Гегель, который сказал: «…человек свободен лишь тогда, когда он познал самого
себя… лишь это знание делает его свободным…».
При прогнозировании каждый астролог-практик должен знать диапазон и границы
своих способностей и возможностей. Серьёзного астролога сразу можно отличить от
дилетанта, он не даёт туманных обещаний в вопросе разъяснения будущего.
Ни один из астрологических прогнозов не должен носить чисто механическое
прорицательство, так как астрологический прогноз не базируется на чисто
рациональных методах предсказания, которые, например, лежат в основе
метеорологических прогнозов, хозяйственной деятельности или медицинской
диагностики. Его нельзя также отождествлять и с чисто интуитивным пророчеством,
которое в виде сюрреалистических картинок возникает в воображении ясновидца.
Настоящие астрологические прогнозы являются результатом
высококвалифицированного мастерства и искусства, которые приобретаются лишь
долголетним опытом регулярных и систематических практических занятий.
Пользуясь терминологией древних стоиков, которую Цицерон употребил в своём
труде «Дивинация», занятия астрологической наукой можно назвать «дивинацио
артифшалис», т.е. искусной научной мантикой, которая покоится на влиянии
божественного (дивинум) на мирскую жизнь. И только хорошо осведомлённый пророк
(мантис) овладевает ею после долгого специального обучения толкованиям.
Это соответствует понятию, которое по-гречески называется «технэ», а по латыни
– «арс». И основано оно на символике соответствий, воспринимаемой как
параллельность между влиянием небесных тел и космических процессов, с одной
стороны, и их фактическим воздействием на Землю и земные события, на всё живое
и неживое – с другой, причём эта параллельность проявляется и в
предзнаменованиях, которые истолковываются уже по известным космическим законам
и определённым космобиологическим правилам.
Прогностическая астрология использует различные методы и способы
прогнозирования, основанные на системе астрономических измерений, на точных
математических расчётах, на знании основных понятий сферической тригонометрии и
т.д.
Абсолютно безошибочных (в буквальном смысле) предсказаний в астрологической
практике нет, поэтому во избежание как крупных, так и мелких ошибок следует
сразу же пересмотреть само понятие пророчества и говорить лишь о приближении к
истине, лишь о возможностях. Любое предсказание астролога должно восприниматься
лишь как вероятность, а не очевидность. Различные заявления о частностях, о
|
|