|
тной камень от мистической шелухи! Сейчас уже можно с удовлетворением
констатировать - минералогия как некая панацея, как средство лечения, как
методика диагностики и лечения перестала существовать. Могильную плиту на
многовековую историю лечебного и профилактического камня положил геолог Г.
Фюнер: Когда мы говорим сегодня о применении драгоценных камней в терапии, то
нам сразу становится ясно, что об излечивающем действии драгоценных камней,
даже в тех случаях, когда их положительное влияние действительно наблюдается,
можно говорить лишь как об успехе гипнотического внушения, так как вся
литотерапия есть, по существу, психотерапия .
Казалось бы, победа знания и здравого смысла над мистицизмом полная и
безоговорочная. Но, увы! По-прежнему желание поразить окружающих часто обретает
форму талисмана от сглаза, от несчастной любви, от укушения скорпиона, от
смерти во время землетрясения и т. д.
Юноша носит на пальце массивный нефритовый перстень и снисходительно
объясняет окружающим, что этим оберегает свои почки - он просто страдает
отсутствием вкуса и явным невежеством. Женщина заказывает ювелиру кольцо с
аметистом - Это для мужа, чтобы бросил пить. Ее жаль: не к ювелиру ей следует
обращаться, а к наркологу. Девушка, увешанная громоздкими украшениями из бирюзы,
так называемого камня любви,- привлекает внимание своего избранника... Много,
увы, много таких примеров, когда редкому, красивому камню приписывают свойства,
ему не присущие.
Откуда же это берется? И действительно ли можно безапелляционно заявить:
все - суеверия, все - мистическая дребедень, а древнейшие ссылки на воздействие
камней на жизнь человека - чушь, ерунда и ничего более? Подобный вывод был бы
слишком категоричен. Ведь многие суеверия можно объяснить и понять, а некоторые,
ставшие первыми отголосками эмпирического знания, следует изучать. Случается
порой, что какое-нибудь суеверие, легенда, а иногда даже необъяснимый страх -
страх людей перед камнем, горой, урочищем - могут стать началом захватывающего
поиска. Вот несколько примеров.
Сказ Про Великого Полоза в мастерской интерпретации Павла Бажова, иные
упоминания о громадном змее, якобы указующем на месторождение золота, основаны
на суевериях древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и
рудознатцев 1. Убежденность местных жителей в том, что в горе спрятано дивное
сокровище, но какие-то потусторонние силы стерегут его,- вот что послужило
фольклорной основой замечательных Бажовских сказов.
Но есть и реальное, научное объяснение существования Великого Полоза.
Минерал вермикулит - это чешуйчатая глинистая слюдка золотисто-желтого или
бронзово-желтого цвета, имеющая достаточно широкое распространение на Урале и в
Сибири. Вермикулит обладает интересным свойством: при нагревании он сильно
вспучивается. Кусочки вермикулита, положенные в костер, вспучившись, напоминают
золотистые елочные шарики, удивительно красивые и легкие. К сожалению,
разогретый вермикулит не стоек -достаточно легкого прикосновения или даже
порыва ветра, и шарик рассыпается на мельчайшие чешуйки, превращаясь буквально
в пыль. Пластинчатый вермикулит иногда в процессе вспучивания принимает форму
не шара, а большого (в 20-30 раз больше, чем до нагревания) извивающегося
столба (червяка, змеи). Во время этого процесса слышно легкое потрескивание.
Теперь представим себе, как манси-охотник, сидя в глухой сибирской тайге у
костерка, видит: прямо из огня, извиваясь, с треском выползает громадный змей.
Тут, наверное, и современному туристу стало бы не по себе. А если впоследствии
неподалеку от этого страшного места находили россыпное или самородное золото (а
оно, как известно, встречается и в Сибири, и на Урале), то, скорее всего, такой
факт обрастал легендами и суевериями.
В Чехии, в Карловых-Варах до наших дней сохранился и работает термальный
источник с большим содержанием гипса. Если в такую воду опустить цветок или
лист, он покроется плотным слоем осадочного минерала, как бы окаменеет. Это
свойство карловарской воды долгое время вызывало недоразумение. Мистики и
мракобесы объявили ее потом дьявола, слезами Сатаны, требовали закрыть источник.
Знахари, целители, врачи перегибали палку в другую сторону: они считали, что
люди, пьющие эту воду, становятся крепкими, как камень. Так рождались
взаимоисключающие суеверия. А истина оказалась посередине. Ныне карловарский
курорт известен всему миру. Тысячи людей принимают здесь лечебные ванны. И
никто не каменеет. Из полосатого карловарского гипса вырезают оригинальные
сувениры, которые развозят по всему миру исцелившиеся люди.
И еще пример. В начале прошлого века в урочище Акташ на Горном Алтае при
невыясненных обстоятельствах скончался молодой русский художник. Бредовая,
бессвязная речь, судороги, эпилептические припадки - вот симптомы болезни,
предшествовавшие смерти. Полость рта покойного была странного медно-красного
цвета... Оставшиеся после смерти художника картины наводили на мысль о тяжелом
психическом заболевании их создателя. Мнение горцев, местных жителей, было
единодушным: покойник побывал в запретном для смертных месте - на озере Горных
духов. И духи отомстили смельчаку.
Спустя сто лет, эти края посетил замечательный геолог, палеонтолог,
этнограф и писатель Иван Ефремов. Он узнал о смерти художника и о духах, силах
зла, охраняющих озеро. Молодой тогда еще писатель внимательно изучил все эти
сообщения, собственно, уже легенды минувшего века, а затем предпринял поход в
запретный район. В скором времени Ефремов опубликовал небольшой рассказ об этом
озере и трагически погибшем художнике. Рассказ вышел в сборнике, посвященном
приключениям и фантастике, и потому не был серьезно воспринят специалистами. А
зря. В районе Акташской котловины наблюдаются мощные термальные явления, а сами
скалы состоят из минерала киноварь. В киновари, минерале пугающе-красного цвета,
содержится до 86% ртути. Подогреваемая летним солнцем сверху, горячими
исто
|
|