|
мазами,
но неприступные скалы, зловонные тропические испарения и ядовитые змеи,
кишевшие в ущелье, преграждали доступ к вожделенным сокровищам. Хитроумные
современники Синдбада все же придумали способ извлекать алмазы из бездны. Они
рубили на куски приведенных с собой запасных лошадей и сбрасывали мясо вниз.
Алмазы прилипали к мясу, и его доставали из ущелья орлы-стервятники. Остальное
было, как говорится, делом техники - влезть в гнездо орла и собрать алмазы.
Подобным сказкам была суждена долгая жизнь, только в дальнейших редакциях
Синдбада заменил Александр Македонский, а изрубленных лошадей - рабы или, в
некоторых вариантах, слоны.
Надо полагать, что все подобные выдумки усиленно распространялись
торговцами - чтобы добавить к естественному блеску алмаза мрачную тень страха,
мистической экзотики, фантастических трудностей при добыче. А все это, вместе
взятое, естественно, повышало цену камней. Баснословная стоимость алмаза, его
редкость и малая величина позволяли владельцам использовать драгоценность
только как украшение или средство помещения капитала. Лишь очень немногие
обладатели рассматривали камень как представителя минералогического ряда, как
сырье для физических и химических опытов. Эксперименты ставили своей целью не
поиск и объяснение каких-либо свойств алмаза, а подтверждение гипотез о
божественном или наоборот, дьявольском происхождении, попытку отыскать чудо,
богоявленность или знак Сатаны. Любые явления, которые не могла объяснить
древняя наука, тут же растолковывались мистиками или жрецами. Свойство алмаза
прилипать к жирам - основа легенд о Синдбаде. Достоверным в этих легендах
является также посредническая роль птиц при добыче алмазов. Часто голуби, куры,
индюки, роясь в отвалах горных выработок, склевывают крупицы блестящего камня.
В Южной Африке считалось выгодным для этой цели разводить страусов.
Одним из самых древних суеверий, связанных с алмазом, является его
свойство аккумулировать свет. Сейчас это явление описано, изучено и получило
исчерпывающее объяснение и название - термостимулированная люминисценция. Как
оно поражало воображение нашего необразованного предка, можно себе представить
из описаний опыта некоего Магнуса, алхимика XII века. Опыты эти многократно
повторяли, а трактовали происходящее всякий раз так, как выгодно было
экспериментаторам. Суть опыта: алмаз некоторое время держат на солнечном свету,
затем вносят в темную комнату и опускают в кипящую воду. Камень реагирует
кратковременной вспышкой голубого свечения. Зрелище это - феерическое!
Не следует забывать - антураж представления был соответственно подобран.
Закипая, поднимаются в тиглях разноцветные растворы. С развешанных по стенам
икон испытующе глядят глаза святых угодников, мерцают лампады. Мрачный и
торжественный монах вносит алмаз, гасит лампады и... чудо!
Или иная атрибутика - не иконы, не распятия, а символы Сатаны: черепа,
козлиные рога, летучие мыши, черные кошки, таинственные тексты на бычьих шкурах
и т. д. В темноте, под бульканье реторт и удушающий серный запах, алхимик
торжественно бормочет заклинание и... опять чудо! Понятно, что в зависимости от
интерьера и целей экспериментатора, трактовка происшедшего будет различной.
Справедливости ради, отметим, что сам Магнус лишь описал поразившее его явление,
но от какого-либо мистического трактования воздержался.
Современный ученый Е. В. Соболев, исследуя дальнейшие способы
термостимулирования, пишет: Был бы у Магнуса жидкий гелий, наверняка, окунул бы
он в гелий свой алмаз и выставил на солнышко. Потом перебросил бы в азот. И
вспыхнул бы алмаз ярко-ярко, ничуть не слабее, чем в кипятке. Только уже не
голубым цветом, а желтым или оранжевым. И, подивившись многообразию Натуры,
описал бы коллега Магнус свой опыт в ученом трактате. Описал бы подробно, в
назидание потомкам.
Но до гелия еще далеко, более семи столетий. Есть только алмаз и кипяток
под рукой, и яркое солнце на дворе. И великая любознательность
естествоиспытателя .
За те тысячелетия, что человеку известен алмаз, его изучением занимались
ученые, философы, врачи, религиозные деятели. Однако лишь XX век дал нам
объективное знание об этом замечательном минерале.
Мы научились не только гранить и гравировать алмаз по своему усмотрению и
вкусу, но и окрашивать, и даже выращивать искусственно.
Общеизвестно, что искусственная окраска алмаза и, главное, синтез этого
минерала стали достоянием не отдельных лабораторий, а целых отраслей
промышленности. Синтетический алмаз медленно, но верно вытесняет своего
природного собрата из всех областей науки и техники.
Когда-то выдающийся геолог А. Е. Ферсман сказал: Все вопросы, связанные с
алмазом, имеют не только огромное теоретическое, но и экономическое значение.
Дальнейшие исследования алмаза обещают открыть нам в будущем не только новые
грани знания или гармонию формул. Впереди у алмаза невиданные технологии,
фантастические области применения. Перечислим некоторые из них.
Ювелирное дело - это бесспорно. Еще в давние времена излюбленными
наградами вассалов, фаворитов, придворных победителей рыцарских турниров были
ордена, подвески, перстни, украшенные алмазами. Естественно, все короны
монархов от Франции до Цейлона густо усыпаны бриллиантами. Панагии, наперсные
кресты, броши, запонки, эгреты для шляп, серьги, браслеты - всем этим алмазным
великолепием сверкают музеи и церкви мира. И, конечно, ордена. Английский -
Подвязки, русский - Андрея Первозванного, польский - Белого Орла, французский -
Святого Духа, советский - Победы. Еще одна область ювелирного применения алмаза
- оружие. Эфесы шпаг и сабель, инкрустация рукоятей пистолетов и кортиков. И
даже специально ограненные бриллианты в перстнях для рукопашного боя. Сейчас
эта мода возвращается в несколько обновленном виде. Становится модным
инкрустировать ал
|
|