|
воображения не зависит от должности или интеллекта.
Иначе, как объяснить веру наших предков в некую жизнь камня, деление камней на
зрелые и незрелые, мужские и женские, добрые и злые?..
Осмысление сведений о камнях было ограничено теорией божественной
сущности всего земного, отсутствие знаний и элементарной грамотности порождало
путаницу минералогических, религиозных, суеверных и мистических представлений.
Античные труды Теофраста (О камнях), Плиния Старшего (Естественная
история), Плиния Младшего (Письма), Витрувия (Десять книг об архитектуре)
насыщены поэтичными, но, увы, нелепыми наслоениями суеверий. Попытки отделить
зерна истинного знания от плевел невежества и мистики длятся и по сей день.
Одним из первых письменных источников, упомянувшим драгоценные камни,
была Библия. Она же положила начало культу так называемых камней месяцев.
Согласно Библии, Первосвященник, т. е. лицо, несшее слушателям волю Бога,
предстает перед аудиторией в специальном наряде. Составной частью этого одеяния
является эфод, или наперсник (вероятно, в современном русском языке можно было
бы употребить слово нагрудник). Наперсник представлял собой полотняную суму,
согласно Библии, украшенную 12 драгоценными камнями, плоскими и овальными,
вставленными в филигранные золотые оправы; на камнях были выгравированы
названия тех родов, которые представляли религиозную общину. Камни наперсника
описаны в Библии:
17. И вставь в него определенные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз
и изумруд - это один ряд.
18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть
вставлены они.
21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по
именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из
числа двенадцати колен.
Исход, глава 28.
Названия камней, приведенные в Библии, нельзя считать абсолютно
достоверными. Одной из причин этого является отсутствие в древние времена
книгопечатания. Переписчики книг достаточно произвольно толковали названия
камней. И не только их: наименования деревьев, птиц, зверей тоже не дают
возможности точной идентификации. Поэтому указания на украшение наперсника в
различных источниках несколько отличаются друг от друга. Кроме того, переводы
названий минералов с латинского и древнегреческого языков вносят дополнительную
путаницу. И вот почему. В древности камни больше различали по цвету, чем по
твердости, поэтому зачастую под одним и тем же названием подразумевались камни,
относящиеся к различным минеральным видам; в то же время камни, являющиеся
разновидностями одного минерала, считались разными. Разночтения в этих случаях
настолько значительны, что некоторые исследователи само слово наперсник
трактуют как некую защитную часть вооружения и пишут о щите Аарона, украшенном
12 камнями.
Разрушение Иерусалима римлянами в 70 г. н. э. окончательно запутало этот
вопрос - наперсник исчез, во всяком случае, исчезли упоминания о нем. Еще
большую неразбериху вносит перечень из двенадцати камней, который приведен в
Апокалипсисе при упоминании Небесного Иерусалима:
19. Основания стены города были украшены всякими драгоценными камнями.
Основание первое - яспис, второе - сапфир, третье - халкидон, четвертое -
смарагд.
20. Пятое - сардоникс, шестое - сердолик, седьмое - хризолит, восьмое
- вирилл, девятое - топаз, десятое - хрисопрас, одиннадцатое - гиацинт,
двенадцатое - аметист.
21. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин, каждые ворота были из одной
жемчужины. Улицы города - чистое золото, как прозрачное стекло.
Апокалипсис, глава 21.
Итак, разночтения множатся. Набор из 12 камней становится все более
разнообразным. Камни обрастают суевериями, поверьями, наговорами, мистикой. А
тут еще Восток - таинственный, далекий, сверкающий Восток со своим обилием
религий, культов, философских течений, со своей культурой камня, со своими,
специфическими, восточными, суевериями.
Время подгоняет колесницу Истории, рушатся и исчезают царства, но камни
остаются, суеверия окутываются дымкой легенд. И вот уже Карл Великий повелевает
украсить свою корону подобно наперснику библейского Первосвященника.
Астрологи, алхимики, лекари, маги на разные лады используют историю о 12
камнях Первосвященника. Это уже не 12 колен Израилевых, а 12 знаков Зодиака, 12
апостолов, 12 месяцев. Государственные и церковные деятели всех мастей и рангов
выменивают, скупают, накапливают камни. Причуды царей, князей, герцогов, а
также пап, епископов, митрополитов, патриархов приобретают широкую известность,
становятся примером для подражания. Состоятельный обыватель покупает камни,
купцы, быстро улавливающие дух времени, предлагают широкий ассортимент редкого,
разнообразного, сверкающего товара.
Отцы церкви и государственные сановники, в перерывах между молитвой и
интригой, начинают исследовать камень. Но это еще не минералогия, не геология,
не физика и не химия. Это целенаправленный поиск живого духа, поиск компонентов
для создания философского камня, для вызывания духов, определение уровня
святости и могущества. Официально церковь запрещает занятия магией, алхимией,
астрологией, но достоверно известно, что попытки войти в сношение с дьяволом
(так называла такие занятия святая инквизиция) предпринимали папы Сильвестр II,
Лев III, Гонорий III, император Григорий III.
Запретный плод сладок. Тай
|
|