|
е стороны света,
воплощая небесную модель устройства Вселенной.
И в астрологии Юпитер символизирует единую организацию мира: природу и
общество, стоящие над человеком. Эта планета обозначает то, в чём человек
становится шире своей личности, принимая все достигнутое культурой, ставя на
службу ей свою природную силу и являя собой авторитет. Юпитер приносит человеку
признание и уверенность в себе не за счет его личных свойств (вспомним, что в
отличие от Овна и Льва, Стрелец — зимний знак, когда солнечной энергии мало), а
за счет его социальной позиции и того, что стоит за ней: бесспорных идей и
традиций, на которые веками опирается человечество. Традиции хранят
общественный порядок и позволяют им управлять.
Трон Зевса зиждется на всех тех качествах, которые принимает любой: морали и
справедливости, твердой позиции, благополучии и уважении, которого жаждут все.
Сильный Юпитер в гороскопе вызывает к себе доверие и дарует оптимизм и удачу:
если жизнь человека развивается бок о бок с жизнью общества, он легко достигает
своих целей. Юпитер — объективный взгляд на мир и умение быть в нужном месте в
нужное время. При этом идеи не должны быть застывшими, а действия —
консервативными. Юпитер раскрывает суть мутабельного знака Стрельца — знака
перемен: он символизирует общественное развитие и прогресс.
Созвездие Стрельца — кентавр: полуживотное-получело-век. Он совмещает в себе
две природы: низменно-животную и возвышенно-божественную, отражая в себе
конфликт общества и природы. Стрелец — знак разума, и Юпитер олицетворяет
общественный разум и мировоззрение, картину мира (в частности, научную). Но
Юпитер — это не только разум, возводящий происхождение человека к обезьяне. Это
романтическая вера в возможности человека и перспективы его божественного
начала, проистекающая от избытка возможностей царя богов.
В отличии от своего скупого брата Аида, Зевс может позволить себе быть
щедрым — ему не надо доказывать свое право на богатство и признание: ему
принадлежит все. Юпитер — это умение пользоваться широтой возможностей, которые
предоставляет человеку общество. Это умение приподняться над ситуацией и
взглянуть на мир сверху, видеть новые варианты действий и выходы за рамки
возникших ограничений. Цикл Юпитера — 12 лет и его гармоничные составляющие 4
года и год — определяет новые социальные перспективы. Неслучайно "свой" год по
восточному 12-летнему календарю считается крайне удачным. Юпитер также диктует
необходимость общественных перемен: в новом году все должно быть лучше, чем в
прежнем! Порой он дает экспансию во все стороны, преувеличения и перегибы (с
чем связана неуживчивость и критиканство знака Стрельца и его склонность давать
невыполнимые обещания). Но если человек обладает широтой взглядов, он по
большому счету терпим к людям и событиям, потому что всем доволен.
Однако Стрелец — знак огня, и в его планете скрыта динамика, которую лучше
всего передает образ грозы. Так индийский громовержец Индра сражается со змеем
Вритрой, похитителем стад, в котором легко узнается плутонический персонаж.
Борьба громовержца со змеем — характерный мифологический сюжет, описывающий
грозовое действо: злонамеренная сила похищает туч-коров, не давая пролиться их
молоку-дождю на землю. Но небесный царь богов силой отнимает стадо у противника.
Он орошает почву влагой, пробуждая к жизни спящие силы подземного плодородия.
Гроза — самое страшное и впечатляющее явление природы, которым повелевает
сильнейший из богов, передавая масштабный жизненный динамизм, обозначаемый
планетой Юпитер. Общественный организм являет собой огромный резервуар сил,
мыслей и чувств (сюда приложимо понятие "эгрегора" у Д. Андреева), которые
сталкиваются между собой: энергия рождает энергию. На неё опирается всякий, кто
живет социальной жизнью: общество будит в нем силы. Планета Юпитер дает
склонность к идейным баталиям, истинной целью которых является преодоление
возникшего консерватизма (часто своего собственного), правда, относится к
борьбе несколько свысока, щадяще для окружающих. Войны Юпитера не несут
разрушений: ведь эта планета всегда имеет в виду систему в целом, которая
остается устойчивой, несмотря на противоборство её частей — и даже благодаря
ему.
Имя индоевропейского бога грозы связывалось со скалой, камнем (бог грозы
любил возвышенности, в которые ударяла молния), и его имя звучало как perqun-t
(отсюда русский Перун). Это имя возвращает нас к образу твердой позиции Юпитера
— краеугольного камня мироздания, на котором строится наша жизнь и отношение к
миру. О небесном милосердии дождя, дарующего жизнь, культурные традиции потом
забыли — но битва громовержца со змеем получила моральное значение борьбы добра
со злом. Наша душа до сих пор ощущает грозу как устрашающую небесную битву, как
божий гнев, который может обратиться к нам в виде озарения молнии и обернуться
расплатой за грехи. Черты планеты Юпитер формируют психологический образ Бога.
Интересно, что священный знак Папы римского представляет собой лабрум (топор)
Юпитера.
Юпитер одерживает верх н
|
|