|
онна пользоваться всеми своими чувственными желаниями и всеми тайными силами
магии, которые кроются в нашей эмоциональной сфере,-- невзирая на тех людей,
которые почему-либо не могут или не хотят поступать подобно ей. Поэтому ее
представители порой производят впечатление людей, на которых нет никакой управы.
Однако управа есть: то, что выходит за рамки общественных норм, попадает в
ведение более глубокой, религиозной морали. В этой декаде недаром родились
Мартин Лютер, Августин, Бахаулла; к ним примыкают религиозные деятели в
политике -- Джавахарлал Неру и Индира Ганди, целью которых было избавление
человечества от его пороков.
Глубина чувств соответствует самой сути религиозного отношения к миру. Религия
тоже отказывается от разума ради истины чувства. Обостряясь до предела и
сублимируясь в единственный посыл, эмоции подводят человека к тайнам жизни и
смерти и позволяют постичь их. Но чтобы прикоснуться к истинному, нельзя
закрывать глаза ни на что из того, что существует: нельзя его просто отвергать,
даже если традиционная мораль заклеймила это как худший из человеческих пороков.
Надо понять, почему оно получило право на существование: что в нем есть
истинного, и тогда уже отречься от ложного -- чтобы высвобожденный в этом
противоречии избыток эмоциональной энергии устремил человека еще дальше, еще
глубже, в самую суть вещей. Недаром символ декады -- фонарь.
На карте Таро в семи кубках символически изображены соблазны, которые возникают,
когда чувство проявляется через край: это самообольщение, эгоизм, гордость,
ревность, зависть, лень и скупость (недостатки семи низших сефирот) (рис.). На
карте Кровли кубки и лотосы над ними образуют древо этих семи сефирот, но
лотосы жизни выглядят хилыми и истощенными: кажется, что не влага жизни с них
течет, а бледно-зеленый яд, и Древо жизни выглядит подобно анчару. Так стоит ли
пить из этих кубков? А разве судьба предлагает что-то иное? Человек на рисунке
остановился перед ними в растерянности. Он испуган своими чувствами и околдован
ими: он не смеет принять их и не может отвергнуть. Потрясенный, он не знает,
как с этим быть.
Но на традиционной картинке пороки изображены окутанными клубами дыма --
туманом иллюзии. Чувство право, но соблазны призрачны -- как бесплотные духи,
искушающие людей по ночам, но исчезающие с рассветом: как демоница Лилит,
соблазняющая мужчин и пьющая кровь младенцев и подобные ей вампиры. Карта
указывает на то, что надо отделить истину чувства от его мнимой прелести и
наносных мыслей о нем. Инерция чувства принадлежит прошлому, отжившему, именно
потому оно связывает человека и становится помехой на его пути. Чтобы двинуться
дальше в познании жизни, нельзя оставлять места слабостям характера.
Преодолевая инерцию чувств, человеческое самосознание рассеивает облака и
оказывается на пороге новых открытий. Поэтому неслучайно в этой декаде родился
Ломоносов, с именем которого мы связываем начало развития науки в России -- как
принципиально новый способ восприятия мира; или Мебиус, четырехмерные фигуры
которого указывают новый путь для современного эмоционального постижения
математического знания. Новый способ музыкального восприятия предложил
представитель этой декады композитор Хиндемит.
СТИХИЯ ВОЗДУХА
ТУЗ МЕЧЕЙ (мышление)
Стихия воздуха в картах Таро символизирует собой человеческое мышление. По
порядку она следует за стихией воды, и такой приоритет стихий достаточно
закономерен. Именно полнота эмоциональной жизни подводит человека к поистине
разумному взгляду на окружающий мир. Правда, в наше время, когда воспитание
стало чисто информационным обучением, развитие интеллекта, напротив, часто
предшествует оформлению чувств. Однако это является и причиной того, что
интеллект застывает на школьной стадии, не в состоянии сделать ни одного
самостоятельного шага. Ведь его перводвигателем служит энергия эмоций. Если к
ней нет ключа -- то и двери мысли навсегда окажутся закрыты.
Мысль движется быстро: как воздух, как ветер. Поэтому она стремится
освободиться от груза эмоций. Эмоциональное восприятие инертно, оно не успевает
за интеллектуальным. Но лучше тормозить осмысление реальности, давая время
чувствам постоянно проживать стадии логического движения мысли, чем стремглав
лететь на крыльях интеллекта до тех пор, пока он, подступив к неведому, опустит
их в бессилии: констатируя лишь непознаваемость предмета вместо того, чтобы
проникнуть вглубь него той силой, которую описывает стихия воды.
Как меч, мысль членит мир на части. Все другие стихии составляют суть его
взаимосвязей, а эта воплощает суть его разделения на части, как древние боги
воздуха и Неба отделяют Небо от Земли. И это качество расчленения связывает
стихию воздуха с тревожными и мрачными образами суда и смерти, придавая
интеллектуальным картам отрицательные значения и непозитивные трактовки. Здесь
надо иметь в виду, что современный человек воспринимает стихию мысли гораздо
более веселой, чем средневековый, и даже если выпавшая вам карта воздуха
означает просто осмысление ситуации вместо ожидавшегося ранее результата, то и
этот процесс может доставить удовольствие. В любом случае стихии воздуха не
надо бояться: тогда полет окажется приятен.
|
|