|
мире зла. Он породил доброго и
злого братьев -- близнецов Ормазда и Аримана (Ахурамазду и Ангро-майнью). Злой
брат Ариман зародился в тот момент, когда в душу Зервана закрались сомнения: не
бесплодны ли его тысячелетние чаяния и сможет ли он породить того, кому
передаст власть над миром? Подобных сомнений не могло быть у бога Неба,
безудержно рассылающего энергию во все стороны и безразличного к своему
творению, но Зерван не уверен в конечном результате как тот, кто понимает
ограниченность своих сил.
Зерван обещал дать власть над миром тому из братьев, кто родится первым: он
думал, что им будет первый задуманный им прообраз мира -- Ормазд. Воплощающий в
себе духовное начало Ормазд предугадал мысли отца и рассказал о них брату. И
первым на свет появился Ариман, так как воплощается сперва конечное. Он
наполнил мир злом, исправить которое призван Ормазд. Ормазд, несущий в себе
бесконечность, создаст другой мир, а этот по природе своей конечен и потому
обречен на гибель.
На долю божества времени часто выпадает ответственность за все неприятности,
происходящие с человеком помимо его воли -- или именно согласно ей. Приносит
людям несчастья китайский глава ведомства времени Тай-Суй, изображаемый с
колокольчиком, улавливающем людские души и секирой. Поскольку в китайском
календаре важную счетную роль играет Юпитер и его 12-летний цикл, "великий бог
времени", отождествляется именно с этой планетой, хотя значение его соотносится
с мрачным образом планеты Сатурн, почитавшейся в традиционной астрологии злой,
в отличие от приносящего счастье Юпитера. Есть в китайском пантеоне и доброе
божество судьбы -- Сы-Мин, летающий на ветре и облаках, обгоняя кометы,
появление которых считалось дурным знаком. Но в таком образе узнается планета
Уран, стоящая над Временем.
Сатурн, планета неумолимых законов, как и Уран, помогает нам осмыслить мир, но
если Уран -- не ведающий преград полет мысли, Сатурн соотносится с серьезным
рациональным познанием. Через аналогию с качествами планеты Сатурн можно понять,
почему познание в Библии трактуется как зло, сужающее горизонты бесконечного,
которое повлекло за собой изгнание из водолейского рая и отлучение от древа
жизни. Для астролога же актуально, что знак Козерога характерен для ученых,
докапывающихся до сути материальных процессов: под ним родился основатель
классической механики Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения: закон
гравитации, который также относится к ведению Сатурна.
Завершенность, окончательность и неизбежность, которая проступает в образах
первозданной земли, времени и судьбы, подводит нас к понятию смерти. В
мифологии часто тождественны судьба и смерть, а боги ограниченного пространства
земли, закона времени и определения судьбы нередко становятся богами смерти:
как мы видели на примере мойры Атропы, великой матери Кали или бога времени
Сы-Мина. Другое китайское божество Хоу-Ту: с веревкой в руках, ограничивающей
пространство,-- управляло не только сторонами земли, но и столицей загробного
царства, выражая все ту же идею: ограничение есть смерть.
Покровителем умерших был древний египетский бог земли Акер, и египетский бог
времени Нехебкау ожидал людей у входа в царство мертвых. В шумеро-аккадской
мифологии увидеть свою судьбу, незримо сопровождающую человека всю жизнь,
означало умереть. Шумерский владыка судеб Энмешарра ("господин всех ме"),
считавшийся предком богов Ана и Энлиля, повелевал подземным миром. Вавилонская
персонификация судьбы Намтар являлась человеку в час кончины, как посол богини
смерти Эрекшигаль. Эти образы изначально раскрывали ту простую мысль, что в
момент смерти история человека кончается, и он становится тождественен своей
судьбе, исполнив ее до конца.
Понятие судьбы также связано с образом загробного суда: как окончательного
определения участи. Так, египетский бог земли Геб принимал участие в суде над
душами, помогая наследнику своего трона -- Осирису определить их загробную
судьбу. В более позднем и развитом образе суда судьбы, смерть может предстать
не только как зло, но и как кара за него. Например, древнеарабская богиня
судьбы и покровительница своего народа Манат ("судьба, смертный рок")
становится хранительницей могильного покоя, на которую впоследствии переходит
роль богини возмездия. Этрусская богиня судьбы Нортия изображались с крыльями и
гвоздем в руке, ежегодная церемония вбивания которого символизировала как еще
один прожитый отрезок времени, так и неотвратимость рока: что в гороскопе может
обозначить астероид Nortia. Она была подобна греческой Немезиде, имя которой
родственно словам: nemo -- "судить" и nomos -- "закон", от которого происходит
onoma (и латинское nomen -- "имя, название" и numerus -- "число, номер") --
подобно тому, как и в русском языке близки слова "рок" и "речь".
Индоевропейское nom, от которого наше "имя", также восходит к глаголу с
сатурнианским значением выделения и обособления. Возможна связь Немезиды с
греческим словом "ne:ma", обозначающим пряжу и нить судьбы.
Понятие суда после смерти и загробного воздаяния более подробно развивает
следующий женский (иневский) архетип Скорпиона. Сатурн -- это прежде всего
следование предопределению, а не отклонение от него. Сат
|
|