|
которая вовлечена в определенного рода энергетический обмен с окружающей
средой. Города, поселки, учреждения, группы людей - все это открытые структуры.
Город, например, не изолирован от окружающего мира: его промышленность
использует сырье соседних областей, а потом в преобразованном виде эта энергия
поступает обратно в эти районы.
Так как и вы, и я можем изменяться, взаимодействуя с окружением или под
воздействием неосознанных содержаний нашей психики, наше сознательное эго также
представляет собой открытую систему, которая описывается теорией Пригожина.
Согласно теории Пригожина, если флуктуации и возмущения привносимые в
открытую систему не выходят за определенные пределы, система саморегуляцией
способна поддерживать своё существование и идентичность. Другими словами
система может справиться со всеми нарушениями обычного функционирования и не
разрушиться. Точно также неизбежные внутренние и внешние возмущения могут
периодически нарушать плавное течение нашей жизни. Но если эти воздействия не
очень сильные, гомеостатика нашего эго позволяет нам легко приспосабливаться,
не меняя серьезно наш образ жизни. Мы слегка перенастраиваемся, оставаясь по
большому счету теми же, что и были раньше.
Однако если воздействие на открытую систему превышает некоторый уровень,
оно приводит систему в состояние "творческого хаоса". Все, что было раньше и
что имело смысл, теперь не может продолжаться в прежнем ключе. Слишком большое
возмущение делает невозможным существование в прежних формах, возникает кризис.
Если система вообще способна выжить, она должна перейти на другой уровень
существования. Такова природа роста и трансформации.
Когда наша жизнь протекает в спокойном русле, нет никаких причин для
трансформации. Только когда все идет наперекосяк, когда мы страдаем, когда нас
начинают преследовать неудачи во всех важных областях нашей жизни, мы
задумываемся над изменениями в нашем существовании. Когда привычные отношения
рушатся, умирает партнер, умирает ребенок, мы теряем родителей; когда
обанкротилась философия, в которую мы верили, когда нашей жизни угрожает
серьезная болезнь, мы вынуждены трансформировать нашу жизнь. Становится
невозможным продолжать тоже существование; мы вынуждены подвергать переоценке
всю нашу жизнь, наши отношения, мотивы.
Связь между теорией диссипативных структур и возможными последствиями
транзитов Урана, Нептуна и Плутона - очевидна. Как я уже говорил Сатурн
ассоциируется с формой, границей и структурой; а Уран, Нептун и Плутон в этом
смысле являются врагами Сатурна. Они подрывают существующие структуры с тем,
чтобы нечто новое могло произойти на этом месте. С одной стороны Сатурн
представляет собой гомеостатический принцип нашего эго - стремление
поддерживать "статус-кво". А Уран, Нептун и Плутон каждый по-своему привносят
флуктуации и возмущения: они разбивают нашу жизнь с тем, чтобы мы начали ее
заново.
Иногда их воздействия весьма неприятны: болезнь, депрессия и так далее. Но
возмущения могут быть и положительными: брак, любовь, покупка дома, неожиданный
успех и даже выигрыш в лотерею. Эти с первого взгляда положительные события
вызывают не меньший стресс и нарушения распорядка нашей жизни, чем негативные
происшествия. Какова бы не была природа разрушительных воздействий, каким бы
образом Уран, Нептун и Плутон не старались выбить нас из колеи всегда это
призыв начать новую жизнь.
Производить перемены не всегда легко. Люди в большой мере существа привычки,
много энергии они тратят на то, чтобы избежать боли и кризисов. Большинство из
нас с трудом мирится с потерей чего-либо привычного, даже, как отмечает
юнгианский психолог Салли Николс, с нашими "портящимися зубами и выпадающими
волосами".
Особенно нам жалко терять те вещи, с которыми связано наше чувство "Я", с
которыми мы идентифицируемся: отношения, работа, доход, идеалы, принципы.
Отжившие части нашего психического устройства вроде старых привычек, негативных
образов "Я", или то, что в Трансактном анализе называют "скриптами", которые в
действительности никогда особой пользы нам не приносили вызывают такую же боль
при расставании, как и потеря близких людей. Махариши Махеш Йоги любил
рассказывать притчу о семье, которая переехала из хижины в великолепный дворец,
но все же тосковала по той грязной старой хижине, которую они так хорошо знали.
Элизабет Кюблер-Росс, работая с безнадежно больными отмечала 5 стадий, которые
должны были пройти ее пациенты перед тем как смириться с неминуемой смертью.
Наблюдения Кюблер-Росс согласуются с теми реакциями, которые вызывают у людей
транзиты Урана, Нептуна и Плутона. Так как эти планеты стремятся переделать нас,
угрожают смертью нашему Эго, а мы можем сопротивляться их воздействию также,
как пациенты Элизабет Кюблер-Росс не хотели принимать факта своей обреченности.
Большинство больных, узнав о неизлечимости своего заболевания обычно
реагировали так: "Нет, только не я! Этого не может быть!" Первая реакция -
отрицание: "Должно быть произошла ошибка мои анализы спутали с чьими-то чужими".
Точно также, когда мы начинаем ощущать действие Урана, Нептуна и Плутона, и мы
понимаем, что кризис вот-вот разразится, мы любыми способами стараемся избежать
признание этого факта. Мы можем применять тактику избирательного восприятия -
мы не смотрим в ту сторону, где назревает кризис.
Несколько лет назад я составлял гороскопы супружеской паре. Встречался я с
ними по отдельности - утром с мужем, вечером с женой. У мужа Солнце было в
Весах в 7 доме и транзитный Уран как раз проходил по Солнцу. В то же время
транзитный Уран делал квадрат к Солнцу жены в Раке. В беседе с мужем я
поинтересовался его отношениями с женой. Он отвечал, что дела обстоят отлично,
лучше не бывает. Вечером в самом начале беседы жена сказала: "Вы, конечно,
|
|