|
Единство объекта не достигается одним лишь обилием связей и сопряжений
различного рода - оно требует дополнительно особой (юпитерианской) энергии,
которая словно вливает живую душу в объект и он становится чем-то целым,
находящимся в мире и тесно с ним связанным, но в то же время существующим
отдельно от него - парадокс, всю глубину которого мысль объять не в силах.
Не нужно думать, что юпитерианская энергия "подается" лишь в последний момент,
когда, "механическая" сборка уже осуществлена - обычно Юпитер светит все время
работы над объектом. Даже плотник, сколачивающий табуретку или подрамник, имеет
в виду единый объект с самого начала своей работы и привлекает юпитерианскую
энергию с первого распила и вбитого гвоздя - в отличие от художника-любителя,
который в этом процессе частенько о Юпитере забывает, и в результате его
подрамник принципиально не желает располагаться в одной плоскости и тем более
держать прямые углы.
Переходя с заднего и бокового вида картины на нормальное ее восприятие, можно
заметить ту же корреляцию между юпитерианской энергетикой холста и мастерством
ее автора. Дилетант часто настолько увлечен деталями (или они ему очень
нравятся, или слишком трудны для исполнения), что вспоминает о целом лишь время
от времени - и обычно когда уже бывает поздно. Если Марс в картине ощущается,
например, в чистоте линий, тщательности отделки, точности найденных пропорций и
выразительности цветовых пятен, то Юпитер виден, когда картина рассматривается
в целом и обнаруживаются связи и сопряжения между различными ее фрагментами.
Часто это моменты, которые зритель-нехудожник просто не замечает: цветовые
рефлексы и тени, форма бликов, повторяющая (с учетом кривизны отражающей
поверхности) форму источника освещения, общая ритмика штриховки, линий рисунка
и цветовой гаммы - то, что воспринимается подсознанием частями, но
синтезируется им в общее настроение, впечатление, образ - словом, нечто единое
что посетитель выставки и уносит с собой, часто полностью забывая марсовскую
составляющую энергетики картины, то есть то, чему пытаются учить в
соответствующих учебных заведениях будущих профессиональных художников. Если на
картине с сильной юпитерианской энергетикой изображена в углу ваза со слегка
поникшей, начавшей увядать розой, то можно быть уверенным, что этот мотив так
или иначе повторится и во всех персонажах сюжета: безжизненно повисших усах
пожилого отца семейства, грустно склоненной головы его дочери, выдаваемой замуж,
безвольно-аморфной болтающейся кисти руки жениха, свисающей с праздничного
стола, изображенного в конце ужина, поджатом хвосте собаченки, удирающей со
всех ног на кухню и т.д. Аналогично этому, в уважающей себя прозе душевное
состояние и вообще внутренний мир героя обязательно находит отражение в
состоянии природы, пейзажах, или даже конкретном образце флоры; например,
начало сильного душевного кризиса может ненавязчиво сопровождаться лирическим
пейзажем такого рода:
"О, солнце, раскаленное чрез меру,
Угасни, смилуйся над бедною землей!
Мир призраков колеблет атмосферу
Дрожит весь воздух ярко-золотой.
Hад желтыми лохмотьями растений
Плывут прозрачные фигуры испарений.
Как страшен ты, костлявый мир цветов,
Сожженных венчиков, расколотых листов,
Обезображенных, обугленных головок,
Где бродит стадо божиих коровок!"
(H. Заболоцкий)
Прощание с любимым после его отказа жениться можно иллюстрировать следующим
видом:
"Заковывая холодом природу,
Зима идет и руки тянет в воду.
Река дрожит и, чуя смертный час,
Уже открыть не может томных глаз,
И все ее беспомощное тело
Вдруг страшно вытянулось и оцепенело
И, еле двигая свинцовою волной,
Теперь лежит и бьется головой."
(H. Заболоцкий),
а окончательную победу главного героя повествования над внешним и внутренним
злом и его успешную социализацию (получение звания генерал-майора) хорошо дать
в таком антураже:
"И чтобы снова исцелился разум,
И дождь и вихрь пускай ударят разом!
Ловите молнию в большие фонари,
Руками черпайте кристальный свет зари,
И радуга, упавшая на плечи,
Пускай дома украсит человечьи."
(H. Заболоцкий).
Hо, конечно, как понимает читатель, единство произведения достигается не
техническими приемами, пусть самыми тонкими и изощренными, а единством замысла,
настолько сильного, что он оказывается способным целиком подчинить себе
выходящее из-под пера или кисти автора творение, а иначе сущности хранители
реальностей, по идее трансформируемые марсовской энергией автора, на деле
незаметно подчиняют его волю себе и растаскивают его энергию на свои нужды. Так
бывает, когда техники, которыми пользуется творец, хорошо им освоены, а сказать
миру нечего, или есть, но мало. В результате произведение оказывается состоящим
|
|